< №6 (155) Июнь 2017
Логотип

ИЗ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ВXO: DA СAPO AL FINE

Всероссийское хоровое общество будет преобразовано из организации некоммерческого партнерства в общероссийскую общественно­-государственную организацию. О ходе преобразования, а также об итогах деятельности хорового общества за четыре года существования говорилось на заседании президиума ВХО 30 мая.

CAESURA 

Возрожденное в 2013 году Всероссийское хоровое общество было учреждено в тот судьбоносный момент музыкальной истории России, когда разрушительные тенденции сменились созиданием. Четверть века прошло с того времени, как перестало существовать хоровое общество – самая крупная музыкальная общественная организация в истории СССР. В «лихие 90-е» было разрушено все, сделанное для сохранения и развития национального достояния России – хорового искусства – государственными институтами, выдающимися деятелями музыкальной культуры, такими как А.В. Свешников, А.Г. Новиков, А.А. Юрлов, В.Г. Соколов, десятками тысяч профессиональных музыкантов-энтузиастов.

К 2013 году оказалось, что не осталось ничего – ни разветвленной инфраструктуры хоровых обществ, ни государственной опеки в этой области, ни согласованной работы ведущих направлений развития музыкально-хоровой культуры – общего музыкального образования, профессионального образования и хорового любительства. Вот в таком вакууме и были сделаны первые шаги Всероссийского хорового общества, объявившего о своем учреждении 15 февраля 2013 года.

ACCELERANDO

Возрождать хоровое искусство в России взялись личности неординарные, своим трудом и творчеством уже доказавшие, что им любые задачи по плечу, – известные мастера искусств, руководители ведущих хоровых коллективов, крупнейших в стране музыкальных учебных заведений. Председателем общества был избран художественный руководитель Мариинского театра, народный артист России Валерий Абисалович Гергиев, исполнительным директором – председатель комиссии Общественной палаты России, руководитель оргкомитета учредительного собрания Павел Анатольевич Пожигайло. Попечительский совет возглавила вице-премьер правительства России Ольга Юрьевна Голодец.

Итоги четырехлетней работы, которые подвели на заседании президиума Всероссийского хорового общества 30 мая 2017 года, оказались впечатляющими: и это несмотря на то, что всего лишь несколько лет идет работа по восстановлению того, что разрушалось четверть века. Сегодня Всероссийское хоровое общество имеет свои филиалы практически во всех регионах страны. Деятельность общества – это не только организация фестивалей и концертов, создание и поддержка хоровых коллективов, но и системное регулирование всех вопросов хорового искусства. Разработана концепция сохранения и развития хорового искусства в Российской Федерации, сформирован уникальный коллектив – сводный Детский хор России, в котором поет 1000 участников. С 2014 года Всероссийским хоровым обществом при поддержке Министерства культуры России проводится Всероссийский хоровой фестиваль. В нем ежегодно принимают участие тысячи хоровых коллективов разных возрастных категорий, начиная от хоров дошкольников и заканчивая хорами ветеранов.

ATTACCA

Среди бесспорных заслуг хорового общества – то, что отстояли классический хоровой формат, вопреки активно звучащим предложениям «омолодежить» хоровое пение, подстроить его под вкусы и потребности поколения, воспитанного на массовой культуре. Отстояли категорически, понимая, что этим молодежь вряд ли привлечешь, а вот пения точно не станет.

В планах – организовать гастроли тысячеголосого хора по стране, причем охватить даже самые удаленные регионы – Камчатку, Владивосток. В Чувашию детский хор уже пригласили, причем (что немаловажно!) – на средства республики. Немаловажно потому, что вопросы финансирования оказались наиболее болезненными среди неизбежных проблем, с которыми столкнулось хоровое общество. Поэтому и было принято решение о перемене статуса – преобразовании некоммерческого партнерства в общероссийскую общественно-государственную организацию, что позволит организовать стабильное финансирование из федерального бюджета и получить собственное помещение. Ведь все эти четыре года, решая вопрос государственного уровня, которым сегодня является возрождение и развитие института хорового искусства, Всероссийское хоровое общество не имело даже офиса, в котором можно поставить компьютер. Не говоря уже о концертных залах, где смогли бы петь хоровые коллективы.

Вот и нынешнее заседание президиума проходило «в гостях». Хотя справедливости ради необходимо отметить, что помещение Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А.Юрлова как нельзя лучше соответствовало торжественности момента. А мини-концерт капеллы под руководством ее художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств России Геннадия Дмитряка, который открыл заседание президиума, внес в работу организационного мероприятия чистую и пронзительную ноту общения с настоящим искусством. Ведь хоть и решаются на подобных заседаниях бесспорно важные и нужные вопросы перспективных планов, финансов, реорганизации, главное все-таки, что все это делается для искусства и во имя искусства.

AGITATO

Именно в эту стратегическую линию вписалась еще одна дискуссия, показавшая, что хоровое общество, государство и педагоги-музыканты еще не выработали единой позиции в крайне важном вопросе, который с самого начала деятельности ВХО рассматривался как приоритетный – вопросе включения хорового пения в школьную программу. С одной стороны, для всех очевидно: запоет школа – запоет страна. С другой – множество административных, бюрократических, финансовых препон мешают этот вопрос решить, и равенство буквы, цифры и ноты в программах общеобразовательной школы остается принципом задекларированным, но не реализованным на практике. В результате, все держится на усилиях энтузиастов на местах. И вопрос: «Что делать?» – так и остается открытым.

Хотя для собравшихся было очевидным, что начинать нужно с решения проблем финансирования: без денег ведь ни рабочие группы по пению в школах не создать, ни научные исследования на тему всесторонней пользы хорового пения не профинансировать. Да и все остальные вопросы – организация концертов и фестивалей, гастрольные турне, создание новых коллективов – упираются в «поющие романсы» финансы. Невольно возникает тревожная историческая параллель – в далеком 1987 году успешное, продуктивное Всероссийское хоровое общество и развалилось, в основном, из-за отсутствия финансирования. Вот почему вопрос реорганизации хорового общества в общественно-государственную организацию оказался в повестке дня главным.

A TEMPO

Новый статус, который позволит государственным структурам на законном основании участвовать в деятельности ВХО, оказывать всестороннюю поддержку, контролировать исполнение возложенных на него задач, поможет решить многие наболевшие вопросы хорового искусства и приблизиться к достижению конечной цели – социально-политической интеграции российского общества, которая невозможна без интеграции культурно-эстетической. Хоровое движение как системообразующая платформа творческого сплочения многомиллионного населения страны в едином художественном процессе «пишет» только первые такты в партитуре своей новейшей истории. Но эта «завязка» уже интригует и позволяет надеяться на интересное развитие действия, яркую кульминацию и жизнеутверждающий финал. А дальше, уже по написанной партитуре – Da capo al fine.

Шубенко  Наталья
30.06.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: