< №4 (164) Апрель 2018
Логотип
ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА

СОФОКЛ, СЧАСТЛИВЦЕВ И ДРУГИЕ

Пять лет подряд в подмосковной Балашихе реализуются масштабные музыкально-просветительские проекты. Неравнодушные к искусству жители города, от мала до велика, уже прослушали «Оперу в концертном исполнении на сцене ДШИ», познакомились с «Музыкальной культурой дворянской усадьбы», поняли, что необходимо ходить «В оперу с детства», почувствовали ту гармонию, которая рождается «В слиянии звука и слова». В нынешнем сезоне им был представлен проект «Театр и музыка».

Практически каждое из этих начинаний так или иначе было связано с актуальными вопросами, волнующими российское общество. К примеру, проект «Музыка дворянской усадьбы. XVIII век» стал откликом на широко обсуждавшийся в стране вопрос сохранения историко-культурного наследия. А импульсом к рождению последнего проекта стало обращение А.А. Калягина к президенту России, в котором он предлагал объявить 2017 год Годом театра, что позволило бы высветить и достижения, и проблемы отечественного театрального дела. Реализация этой идеи была отложена на перспективу, но балашихинский музыкально-театральный «марафон» уже стартовал.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Шесть концертов проекта были закомпонованы во вполне театральную структуру: пролог – 4 акта – эпилог. В первом были представлены главные вехи истории мирового музыкального театра, во втором – искусство европейского музыкального театра, в третьем – русского, на четвертом концерте прозвучал рассказ о театре балета, пятый был посвящен музыке в драматическом театре, а шестой, названный Эпилогом, сфокусировал внимание публики на таком сложном и неоднозначном явлении, как современный музыкальный театр. И каждый из эпизодов большой музыкально-театральной истории, по воле организаторов, стал не просто концертом, а представлением со своим сценарием, режиссерским решением и яркими вокально-актерскими работами.

Но кто придумывал эти сценарии (которые нужно было не просто литературно отточить, а наполнить интересным содержанием), кто режиссировал представления? И каковы вообще особенности реализации проектов, ключевое слово в определении которых «коллективный»? Об этом рассказывает автор всех пяти балашихинских музыкально-просветительских проектов, заместитель начальника Управления культуры администрации городского округа Балашиха, профессионал с консерваторским образованием Марина Анатольевна Чернова:

– Тип нашей работы имеет свои особенности. Мы не филармония и не профессиональный театр. Проекты мы осуществляем, прежде всего, силами всех школ искусств города, а их восемь. Поэтому, приступая к работе, мы сначала тщательно анализируем, что наши преподаватели имеют в своем репертуарном багаже и что будет по силам их ученикам и творческим коллективам школ. Эта предварительная работа, представляющая собой «мозговой штурм» с участием руководителей школ искусств и творческих коллективов, а также ведущих солистов, осуществляется накануне нашего музыкально-театрального сезона. В конце июля мы уже разрабатываем афишу, где фигурируют и темы, и даты. Далее мы доводим эти планы до школьных педагогических коллективов для того, чтобы в августе, отдохнув и набравшись сил, они уже могли приступить к работе над проектами.

В ходе следующего этапа мы решаем важнейший вопрос: кто возьмет на себя создание сценария (каждый из которых требует большой музыковедческой проработки)? И распределяем остальные «роли»: какой из концертов школы-участницы проектов берут исключительно на себя, кто наполнит сценарий музыкальными номерами, кто будет ведущим того или иного тематического концерта и т.д.

Когда решены эти вопросы, назначаются репетиции. Здесь, как и на предыдущих этапах проекта, работает сплоченная команда. В числе тех, перед кем стоит задача реализовать все задуманное на сцене, – руководитель театрального коллектива «Дети Мельпомены» из ДШИ № 7 Анна Юрьевна Марфина, и музыкальный руководитель проектов, заведующая отделением музыкального театра ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова Ксения Алексеевна Гирина.

АНТАГОНИЗМ КАК КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К ЕДИНСТВУ

Любая просветительская акция предполагает вербальный способ общения с публикой, и чем больше живости, оригинальности в подаче информации, тем эффективнее ее усвоение. Последний балашихинский проект свидетельствует о том, что над этим вопросом его организаторы работают немало.

К примеру, в финальном представлении диалог о современном музыкальном театре вели два великих путешественника во времени – Софокл и Бомарше. Для предыдущего, посвященного музыке в драматическом театре, креативные теоретики придумали другой ход: ведущими были два персонажа из пьесы А.Н. Островского «Лес» – Счастливцев и Несчастливцев, которые олицетворяли собой современное искусство и классическое. Концерт был построен на диалоге этих людей, горячо ратующих каждый за свое направление, но в итоге пришедших к мысли, что искусство едино и из культурно-исторической цепочки невозможно вычленить ни одно звено.

Концерт «Русский музыкальный театр» вели четыре девушки. Русское классическое оперное искусство – это вторая половина XVIII века и XIX век, поэтому образы девушек в народных костюмах сценаристам показались очень уместными. А в концерте «Театр балета» о тонкостях этого искусства рассуждали мифологические персонажи, имеющие самое непосредственное отношение к теме, – Мельпомена и Терпсихора.

ГОЛОСА В ОБЩЕМ ХОРЕ

Когда-то школы искусств Балашихи жили обособленно, у каждой были свои планы, свои залы, концерты, круглые столы, конференции… Проекты стали той силой, которая объединила их. И «голос» каждой привнес свою заметную краску в звучание стройного целого, каким представали публике проектные концерты.

Вклад ДШИ № 1 им. Г.В. Свиридова – это обладающие выразительностью и чувством стиля певцы из класса академического вокала, который ведет Ксения Алексеевна Гирина, сама украсившая своими выступлениями программы проекта. И это симфонический оркестр, сегодня возглавляемый специалистом-выпускником Ленинградской государственной консерватории Рубеном Вагеевичем Агароняном.

Голос ДШИ № 2 в общем «хоре» – это знаменитый балашихинский духовой оркестр, которым уже много лет руководит Владимир Борисович Исаев. Оперные сцены, инструментованные им, открыли слушателям богатейшие возможности духовых инструментов и позволили взглянуть на хрестоматийные сцены по-новому.

ДШИ № 3 делегировала в проект свой хореографический коллектив, блеснувший в балетном акте, и прекрасную певицу-педагога Светлану Анатольевну Маркину. Свое «вокальное плечо» подставила опытный музыкант Наталья Петровна Сапрыгина из ДШИ № 6, взявшая на себя исполнение сложнейших вокальных номеров (в их числе Ария Катерины Измайловой из оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда»). А Анастасия Сергеевна Попова из ДШИ № 4 представила для участия в проекте не только своих нынешних учеников, но и тех, кто продолжает свой путь в учебных заведениях уже другого звена, – это Антон Сорокин, обучающийся в музыкальном училище города Электросталь, и Дмитрий Абудеев, студент Музыкального колледжа им. Гнесиных. Своего солиста– педагога Сергея Владимировича Дунаева, а также вокально-хоровой коллектив выдвинула ДШИ № 8. Вокальную линию проекта продолжили и посланцы ДШИ № 5.

«ДЕТИ МЕЛЬПОМЕНЫ»!

Ни один концерт проекта не обошелся без актеров из этого известного в области театрального коллектива, созданного на базе ДШИ № 7, и без его руководителя Анны Юрьевны Марфиной, слово которой в выборе постановочного решения концертов было одним из самых важных.

ПРИБЛИЗИТЬ ОПЕРУ К ЧЕЛОВЕКУ

Как и все предшествующие ему музыкально-просветительские проекты, проект «Театр и музыка» отображен в подробнейшем фотоотчете и зафиксирован на пленку, выложенную в YouTube. Качество этих фильмов обеспечивают настоящие профессионалы, снимающие концерты не с одной камеры, а с двух или с трех. Но эти фильмы – не просто интересное зрелище, это еще и методический материал для школ искусств. «При знакомстве с той или иной оперой ребенку, безусловно, нужно посмотреть ее в хорошем театре или хотя бы в интернете в исполнении мировых звезд, – поясняет Марина Анатольевна. – Но если ребенок увидит какую-то ключевую сцену в исполнении наших преподавателей и учащихся, то, мне кажется, это может вызвать его интерес – как искусство, которое существует не где-то далеко для избранной публики и избранных исполнителей, а совсем близко. И оно живое, его возможно создавать своими силами: играть по-своему, ставить по-своему… Это, как мне кажется, очень приближает оперное искусство к человеку, будь то ученик школы искусств или рядовой житель города».

Разделяют ли это убеждение в Балашихе? Судя по тому, что музыкально-просветительским проектам помогает, кажется, весь город, то – да. Готовы откликнуться художники и работники библиотечной системы, журналисты и артистические коллективы, не входящие в школьную систему дополнительного образования… Но главное – эти начинания поддерживают администрация городского округа Балашиха в лице куратора социальной отрасли, заместителя Главы города Лилии Набиулловны Татевосян и Управление культуры, возглавляемое Светланой Васильевной Шарцевой. А значит – впереди новые проекты.

На снимках: Финал оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» исполняют ученики отделения «Музыкальный театр»; К. Гирина и А. Васильев исполняют сцену Карася и Одарки из оперы Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем»

Некрасова Ирма
30.04.2018


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: