< №6 (155) Июнь 2017
Логотип

ОРКЕСТР КАК СУДЬБА, ЖИЗНЬ КАК ОРКЕСТР

Заслуженный работник культуры РФ Владимир Бабинцев опыт, накопленный за 50 лет педагогической работы, воплотил в авторстве образовательных программ для отделения духовых и ударных инструментов и в руководстве духовым оркестром МБОУДО «Детская школа искусств № 5» Калуги

С конца 19-го столетия и чуть ли не до конца советских времен на центральных площадях больших и малых городов повсеместно играли духовые оркестры. Свои духовики были на крупных заводах, в спортивных обществах, воинских частях. Под звуки меди встречали делегации и сдавали нормы ГТО, катались на коньках и шли на субботники. Сегодня эта традиция возрождается. Во всяком случае, в городском парке Калуги выступления духового оркестра ДШИ № 5 проходят при большом стечении народа: калужане любят этот коллектив, что неудивительно, ведь «оркестра духового звуки» ассоциируются с позитивным настроем.

Духовой оркестр ДШИ № 5, созданный в 1992-м, с приходом в 2011 году Владимира Алексеевича Бабинцева стал лауреатом многочисленных областных, городских, всероссийских и международных конкурсов, проходивших в разных городах России. Ни одно из городских мероприятий не обходится без его участия: за год оркестр делает 2-3 программы, ведь сольные и отчетные концерты, праздники требуют разнообразия репертуара. Ребята играют классические произведения, увертюры к кинофильмам, марши, вальсы, польки, песни военных лет. Благодаря колоссальной практике юные музыканты постоянно совершенствуют исполнительское мастерство, и многие выбирают профессию, связанную с музыкой. «У нас много выпускников, которые закончили самые престижные учебные заведения: в Московскую консерваторию поступали, в Российскую академию музыки, ну и конечно, в музыкальные училища, – с гордостью за ребят констатирует В.А. Бабинцев. – Многие уже и преподают здесь, в Калуге, в музыкальном колледже».

В родном городе работы у коллектива немало. Апрель и май – самые напряженные месяцы: концерты, выступления в парках, фестивали практически без выходных. Работа оркестра не прекращается даже летом – в июне ребята едут в летний лагерь, где их уже хорошо знают, любят и с удовольствием принимают. И там не только отдыхают, но продолжают репетиции и дают концерты. «Основа настоящего, полноценного оркестра, – говорит Владимир Бабинцев, – это уровень музыкантов, уровень дирижера и организация всего дела. Вот три составляющие, без которых не добиться успеха. И в том, что у нас получается, – огромная заслуга директора Лихачевой Ларисы Геннадиевны. Удивительно: маленькая школа, на окраине города, небольшой коллектив, но все – большие профессионалы, среди учеников – сплошные лауреаты, и все это на очень хорошей человеческой основе».

Но выступления, успех – это результат, коему предшествует, без преувеличения, титанический труд. Владимир Алексеевич уже не первый год наблюдает за адаптацией детей в оркестре и отмечает, что «новобранцы», как правило, видят только картинку: концерты, марш-парады, красивые костюмы, потому и приходят в школу искусств в поисках славы. Однако процесс обучения значительно отличается от первоначальных представлений, ведь мастерское владение инструментом требует дисциплины и собранности, и самостоятельно заниматься приходится много, и родительская помощь нужна.

В оркестр ребенка берут не сразу – да и в оркестре сначала на второстепенные партии можно претендовать, и только набравшись опыта, выбиться в солисты. Неудивительно, что такая жесткая «школа» дисциплинирует, и дети растут не только как музыканты. Они учатся партнерству: старшие помогают младшим, мальчишки – девчонкам. Адаптируясь в коллективе, ребята обретают уверенность и профессионализм, а по их стопам уже идут недавно пришедшие в оркестр малыши. Вот такая преемственность поколений… Все это создает в коллективе особую дружелюбную атмосферу, развивает чувство локтя, формирует характер и даже – меняет судьбу.

Как в случае с Сашей Фоминым, который пришел в оркестр безответственным двоечником, а закончил музыкальную школу в статусе успешного солиста, старосты оркестра и даже поступил в Московское военно-музыкальное училище. Теперь он кадет, часто выступает на Красной площади и с благодарностью вспоминает родную школу, которая дала ему путевку в жизнь.

На фото В. Бабинцев

Варфоломеева Алена
30.04.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: