< №8 (156) Август 2017
Логотип

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА

Если кто­-то назовет сольфеджио, теорию музыки и музыкальную литературу скучными предметами, здесь их компетентно переубедят. Ведь эти «скучные» знания совсем нескучно доносят до учеников высокопрофессиональные преподаватели теоретического отдела Санкт-­Петербургской ДШИ им. С.В. Рахманинова.

«Наш отдел – это вся школа», – говорит заведующая теоретическим отделом ДШИ им. С.В. Рахманинова. И это отнюдь не преувеличение: действительно невозможно вырастить музыканта без фундаментальной теоретической базы. Шесть преподавателей – своеобразный секстет, где каждый ведет свою партию, а совместное звучание в гармоническом единстве рождает чудо педагогического мастерства.

Первую скрипку играет, конечно же, заведующая, Лариса Владимировна Копылова. Она составляет план, где учитывает все: открытые уроки, учебные программы, методические разработки, выступления на городских семинарах и теоретических мероприятиях. Координация всей этой работы – тоже на ней. Имея опыт работы в издательстве «Музыка», Лариса Владимировна редактировала многие учебники. «Русская музыкальная литература» – плод ее редакторского труда. По этому учебнику уже более 20 лет «грызут гранит» музыкально-исторической науки учащиеся школы им. С.В. Рахманинова и многих других музыкальных учебных заведений.

Уверенной «приме» вторят другие преподаватели. Владислав Александрович Ивановский, заслуженный работник культуры, профессор, ведет класс композиции. Кандидат педагогических наук Анна Борисовна Давидчик преподает музыкально-теоретические дисциплины, некогда была ведущей концертов к памятным датам. Ее сестра, Екатерина Борисовна Давидчик, помимо преподавательской работы, редактирует учебные пособия. Лекции Юлии Анатольевны Минкиной известны и популярны далеко за пределами школы. А молодой педагог Ирина Сергеевна Мышкина готовит лекции-концерты «на злобу дня» и участвует в научно-практических конференциях.

А все вместе они упражняют юных учащихся гимнастикой для ума – именно так Н.А. Римский-Корсаков называл музыкально-теоретические дисциплины. И премудрости сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературы даются детям легко, потому что гимнастика правильная и тренеры компетентные.

«Музыкальный петербург»

Сотрудники теоретического отдела ДШИ им. С.В. Рахманинова придерживаются основ классического образования и приветствуют здоровый консерватизм. «Мы должны дать хорошую, основательную, профессиональную базу детям. Классический вариант теории музыки необходим для школ, – рассказывает Л.В. Копылова. – Мы работаем по предпрофессиональным программам, где достаточно серьезные требования по всем теоретическим предметам».

На эту мощную фундаментальную базу, как затейливая мелодия на классическую гармоническую основу, накладываются оригинальные проекты. Один из них – «Музыкальный Петербург». Это название учебного пособия (отредактированного педагогом музыкально-теоретического отдела Е.Б. Давидчик) и одновременно – факультативного курса, одинаково любимого преподавателями и учениками.

Жизнь в культурной столице ко многому обязывает музыканта: необходимо иметь широкий кругозор и ориентироваться в многочисленных премьерах, концертах, музыкальных музеях и театрах. По этому принципу и построено пособие: охватывает множество тем, изложенных в учебнике и рабочей тетради. Но главное (и на этом настаивают преподаватели!), дети должны слушать живую музыку, видеть живые спектакли. Ребята ходят с удовольствием, приносят на урок программки и с помощью преподавателя переводят эмпирический опыт в теоретические формулировки. На примере родного питерского искусства учатся анализировать и понимать музыку. Впрочем, Петербургом не ограничиваются – музыкальные впечатления, полученные в Москве, Вене, Милане, тоже становятся предметом увлекательных дискуссий.

Олимпийская планка

Планка, которую ставит перед своими учениками заведующая теоретическим отделом Санкт-Петербургской детской школы искусств им. С.В. Рахманинова, традиционно высока с первого класса. Ее воспитанники легко и уверенно (даже подготовительные курсы не нужны – хватает полученных в школе знаний) поступают в средние учебные заведения, получают максимально высокие баллы на олимпиадах и экзаменах. Участие в ежегодных олимпиадах – необходимая составляющая общего образовательного процесса.

«Быстрее, выше, сильнее!» – этот олимпийский лозунг актуален не только для спорта. Оливковую ветвь победителя не прочь получить и участники интеллектуальных состязаний. Результаты воспитанников Л.В. Копыловой впечатляют: за пять последних лет девять учеников были лучшими на городских олимпиадах. В 2013 году – первые три места на олимпиаде, посвященной творчеству А.П. Бородина. На следующий год лауреатами олимпиад стали пять учеников. В текущем году 9-летняя ученица четвертого класса составила серьезную конкуренцию более старшим соперникам и заняла третье место на городской олимпиаде по сольфеджио.

Прогресс в помощь

Все победы – результат долгого и упорного труда учеников и преподавателей. Подготовка идет «по всем фронтам»: плановые уроки и внеклассные занятия, традиционный конкурс диктанта, областной заочный конкурс рефератов «Музыкальная табакерка», общешкольная олимпиада, на которой необходимо победить, чтобы пройти дальше (разнообразнейшие задания собраны в толстых, как монографии, папках), информационно-компьютерные технологии (куда же без них в ХХІ веке?). «Дети сейчас другие, – продолжает Л.В. Копылова. – Они по-другому воспринимают окружающий мир, знают, как и где добыть информацию. Интернет становится нормой, без него сегодня невозможно завоевывать высокие места. Ученики должны уметь бегло читать нотный текст, профессионально слушать и слышать музыку, иметь суждение о либретто, поэтических текстах произведений, знать историко-культурную ситуацию эпохи. Как, к примеру, без информационных возможностей интернета изучить многообразие наследия Н.А. Римского-Корсакова, автора пятнадцати (!) опер, с историей их постановок, именами исполнителей партий, художников декораций и прочее?»

Когда наступает апрель

Для школы, которая носит имя Рахманинова, жизнь и творчество великого русского композитора – особая тема. В 2014 году Ю.А. Минкину пригласили с докладом в музей-усадьбу С.В. Рахманинова «Ивановка» на первое научное международное собрание памяти композитора. С тех пор школа тесно сотрудничает с музеем-усадьбой, хранит подаренные его сотрудниками книги и ноты.

Рахманинова в школе играют, изучают, и даже рисуют. «Видеть» музыку и переносить свои аудиовизуальные впечатления на бумагу и холст дети учатся на теоретических занятиях, а готовые работы выставляют на рахманиновских вечерах.

Лекции-концерты, посвященные С.В. Рахманинову, музыковед Ю.А. Минкина проводит с 2009 года. По традиции, в апреле – месяце рождения великого русского композитора. Каждый год разнообразен по темам: «Рахманинов и Бунин», «Рахманинов и Чехов», «Рахманинов, Глазунов и Скрябин», «Рахманинов и Чайковский», «Судьба творений Рахманинова». Музыкальное исполнение и вербальная информация дополняются визуальным рядом (тематические выставки фотоматериалов, книг, нот): проблема зрительно-слухового взаимодействия в музыкальном искусстве становится сегодня для теоретического отдела ДШИ важным направлением исследовательской деятельности и творчества. Поэтому, когда спустя пять лет Новгородский Дом музыки объявил конкурс детских рисунков «Я вижу музыку Рахманинова», учащиеся санкт-петербургской школы с удовольствием откликнулись. Впоследствии лучшие работы были опубликованы на сайте Дома музыки.

Я поведу тебя в музей

Без прошлого нет будущего – для музыкантов-теоретиков это не только профессиональная истина, но и руководство к практическим действиям. Несколько лет назад музыковед, преподаватель теоретических дисциплин Юлия Анатольевна Минкина и библиотекарь школы Наталья Юрьевна Малышева, окрыленные идеей создания музея школы, приступили к сбору материалов. Возможности открылись богатейшие, ведь ДШИ им. С.В. Рахманинова – одна из старейших в Санкт-Петербурге и единственное место в городе, где обучали музыке в военные годы.

«Начали со встреч с педагогами и выпускниками прошлых лет. – рассказывает Ю.А. Минкина. – Они делились воспоминаниями, приносили афиши, фотографии, чудом сохранившиеся концертные программки блокадного времени, особые билеты, которые выдавали в связи с действующим в городе комендантским часом». Одновременно с историческими документами, организаторы музея накапливали современный материал, в том числе историю школьных конкурсов – Рахманинова и Шопена. Музейная экспозиция, открывшаяся в июне прошлого года, продолжает пополняться. Живое музейное дело обязательно будет продолжено.

…Но не только музейные экспонаты хранят историческую память. Она везде: в классах, инструментах, в стенах старинного здания. Школа помнит уникальных преподавателей и знаменитых выпускников – заведующую фортепианным отделом А. Шмидт-Шкловскую и пианистов З. Гундорину, Т. Рязанову, Д. Мовшович, инструменталистов А. Кудрявцева и П. Смирнова, композиторов С. Баневича, Е. Рушанского, В. Лебедева. И, конечно же, преподавателей-теоретиков, самоотверженных, преданных своему делу профессионалов, для которых гимнастика для ума не просто красивый афоризм.

На фото В. Ивановский  

Треер Гера, Шубенко  Наталья
30.04.2017


Оставить отзыв:

Комментарий::


Комментарии: