В последнюю субботу июня опустевшее в выходной историческое здание на Тверской, 13 было полностью отдано Москонцерту и сотне зрителей, чьей любви к оперетте оказалась достаточно, чтобы провести жаркий день в центре Москвы.
За считанные минуты парадный зал ожил. В десятке сантиметров от публики артисты театра балета La classique закружились в танце, а расположившийся чуть дальше оркестр «Московская камерата» под управлением заслуженного артиста России Николая Соколова заполнил пространство звуками венского вальса, знаменитыми ариями и дуэтами. Кальман, Штраус и другие заявленные в афише авторы, возможно, не вполне согласились бы с некоторыми трактовками и темпами. Но в данной программе речь шла, в первую очередь, о том, чтобы принципиально изменить ситуацию, сложившуюся вокруг оперетты, – жанра, который умирает и с которым надо что-то делать.
И вот за дело взялся Алексей Франдетти. Давно наблюдая, как оперетта сдает позиции и довольствуется положением нелегала на «саммите» «Большого мюзикла», режиссер задумал хулиганство: расстаться с предубеждениями против оперетты с помощью солистов Московской оперетты.
В делегацию от Московского академического театра оперетты вошли ведущие солисты, участники телевизионных шоу и просто красавцы: неизменно положительный Павел Иванов, обаятельно-простодушный Иван Викулов, а также бравурная каскадная пара – Александр Бабик и Ольга Белохвостова. В команду от Москонцерта помимо оркестра, пианиста, мюзик-холла и балета попали два вокалиста: обладательница колоратурного сопрано изящная Екатерина Смолина и признанная исполнительница джаза, темпераментная участница шоу «Голос» и «Один в один» Мари Карне. Предполагалось ли, что вдвоем они дадут фору опереточным красавцам, или концепция исключала вокальный баттл, так или иначе дело приняло миролюбивый оборот.
На правах хозяина Москонцерт не стал укреплять свою команду штатными исполнителями – дипломантом конкурса OperettaLand Александром Гладковым, Сергеем Борзовым и Павлом Быковым, но предоставил бороться со штампами оперетты артисткам.
Постоянная участница «Музыкальных вечеров на Тверской» миниатюрная Екатерина Смолина в кожаной косухе отважно спела и Розалинду в терцете из «Летучей мыши», и дуэт из «Сильвы» с Павлом Ивановым, и песню Нинон, и песенку Пепиты. Игривому образу и колоратурным возможностям исполнительницы, конечно же, наиболее соответствовала ария «дьяволёнка» Пепиты, но и остальной репертуар был исполнен весьма достойно, как и разговорные реплики, рассказы об оперетте, которые тоже нужно было учить.
Камерный формат встречи позволил обойтись без ведущего – Франдетти дал возможность актерам импровизировать, отпускать шутки по поводу себя и жанра. Подобные дружеские встречи со зрителями в прежние времена часто проходили в Доме актера. Но теперь благодаря Москонцерту они проходят и в мэрии, куда до недавних пор можно было попасть только раз в году на экскурсию или получив звание. Кстати, о том, как происходят официальные церемонии, могла бы рассказать еще одна солистка Москонцерта – Ирина Суханова, которой недавно вручено звание почетного деятеля искусств города Москвы.
А потом к зрителям вышла Мари Карне в сопровождении Игоря Полтавцева. Это был совершенно неожиданный поворот программы. Вспомнилось, как на телевизионном шоу «Один в один» певица появилась в образе Людмилы Зыкиной, ошарашив превращением и сходством. В данном случае преображения не случилось, но возник другой эффект. Следующие 20 минут Полтавцев с неистовым азартом «жарил» на рояле Дунаевского, Листова и Соловьева-Седова, а «одна из лучших представительниц современной эстрады» пела в микрофон классику советской оперетты. На некоторое время даже показалось, что действие перенеслось из исторического здания на борт теплохода, рассекающего гладь Москвы-реки. Как будто даже повеяло прохладой – не хватало только световой проекции, где неспешно проплывают берега, а гуляющие с завистью оборачиваются вслед счастливчикам, которые «уходят завтра в море».
Завидовать было чему, потому что петь в старейшей концертной организации умеют. Да и не каждый вечер можно увидеть прекрасных вокалистов, балет, мюзик-холл и оркестр на расстоянии вытянутой руки. Все это в Москонцерте есть, а главное – есть надежда, что теперь его программы в надежных руках и к зиме Алексей Франдетти поставит нечто эксклюзивное не только в мэрии.
Поделиться: