АРХИВ
30.06.2017
ПЕТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
Заседание в Московском музыкальном обществе, посвященное состоянию любительского хорового движения в столице, завершилось решением собрать осенью этого года большой круглый стол с участием представителей властных структур

Хоровое пение – самый демократический, самый массовый вид музыкального искусства. Народ пел, поет и будет петь – в кружках, студиях, ДК, колледжах, институтах. Процесс неостановим. Но проблемы есть, и они не локального масштаба. В московских, как в зеркале, отражаются российские, а значит, будут позитивные подвижки в столице – пойдут в гору процессы в стране. На поиск путей решения проблем и было нацелено заседание столичного музыкального общества под председательством его главы, ректора Московской государственной консерватории Александра Сергеевича Соколова.

КАК ЖИВЕТЕ, ЛЮБИТЕЛИ?

Картина, нарисованная председателем комиссии академических хоров ММО В.Л. Живовым, оказалась пестрой. С одной стороны, в Москве растет число студенческих любительских хоров. Если два десятилетия назад в разговоре о состоянии хорового жанра можно было назвать лишь четыре стабильно работающих коллектива – академические хоры МГУ и МИСИС, мужской хор МИФИ и камерный хор МВТУ, то сегодня функционирует более 30 студенческих любительских хоров. Процветает один из старейших фестивалей «Студенческая хоровая весна», привлекающий, помимо любительских, учебные и концертные хоры профильных музыкальных вузов и колледжей. Словом, в этой сфере хорового исполнительства, несмотря на отсутствие внятной государственной политики в отношении культурного воспитания молодежи (что с прискорбием отмечали на заседании ММО), динамика оптимистичная.

Неплохая ситуация и с ветеранскими хорами. Их сегодня в столице и области около 20, и они ощущают свою востребованность, регулярно выступая в школах, профтехучилищах, на мероприятиях в дни народных гуляний. У них есть свой хоровой фестиваль «Салют, победа», проходящий ежегодно накануне 9 Мая во Дворце культуры «Меридиан», и свой абонемент «Концерты ветеранов войны и труда Москвы», много лет функционирующий при участии Музея Великой Отечественной войны.

Но есть и печальная тенденция: в последние годы практически угасла деятельность рабочих хоров. Прежде всего, это связано с объективными причинами: закрылись предприятия и их клубы, свернули культурную деятельность профсоюзы. Как следствие – исчезли когда-то славные хоры ДК ЗИЛ, заводов «Прожектор» и «Компрессор». Ушли в небытие знаменитые хоры Дома культуры медработников, Дома ученых, Дома учителя. Уже несколько лет не проводятся традиционные смотры-фестивали рабочих коллективов «Московская хоровая весна» и международный фестиваль «Москва – город мира», активными участниками которого всегда были рабочие хоры. Нет всего этого – стали не нужны и Единый научно-методический центр при правительстве Москвы, и Московский городской дом народного творчества, аккумулировавшие все самое ценное из опыта любительского движения.

Что все это значит? А это значит, что люди среднего возраста (крупнейший возрастной сегмент!) оказались на обочине художественной самодеятельности, переместившись на диваны у телевизоров.

МЕЧТАТЬ И ДЕЛАТЬ 

В музыкальном обществе понимают: пеструю картину нужно выравнивать. Но без поддержки государства своими силами не справиться. В идеале хорошо бы вспомнить забытое старое и вернуться к восстановлению всех форм той художественной самодеятельности, которая справедливо считается одним из важных культурных завоеваний СССР. Тогда и преемственность во всеобщем музыкальном воспитании была – народ пел с детского сада до преклонных лет, и о коммерциализации деятельности клубов и дворцов культуры никто не помышлял, и приоритеты были расставлены верно: цель и смысл любительского движения в просветительстве, то есть – в удовлетворении культурных запросов его участников, а не в бурной концертной и конкурсной деятельности. Но хочет ли государство возвратиться к прежним идеалам? И главное – возможно ли это на новом витке истории?

Но каким бы ни был ответ на этот вопрос, упрочение контактов с Департаментом культуры Москвы и департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ входит в приоритетные планы ММО. И кое-что благодаря этим контактам уже удалось сделать, например – повысить реноме таких фестивалей самодеятельного творчества, как «Студенческая хоровая весна» и Открытый московский хоровой фестиваль. На повестке дня – разработка комплексной программы развития любительского движения, которую предполагается представить во властные структуры. До реализации этого плана, могущего стать генеральным, еще далеко – идея только прозвучала на заседании Московского музыкального общества. Но ясно, что опыт, а значит, и право на такой «общественный заказ» у одного из старейших творческих обществ страны есть.

Не год и не два ММО считает своим долгом объединение всех направлений любительского хорового движения, и способствующие этому проекты в его арсенале есть. Одним из таких является Московский клуб любителей хоровой музыки, базирующийся в МГУ. Заседания клуба проходят в форме концертов, на которых свое искусство демонстрируют самые разные хоровые коллективы, и каждое из выступлений становится объектом заинтересованного обсуждения. Показали свою перспективность и другие проекты, в которых участвует ММО, – Зеленоградский хоровой конгресс и Московский фестиваль-конкурс «Хрустальная часовня», проводящийся в галерее искусств Зураба Церетели, а последние годы и в Израиле. С момента его основания московские любительские хоры оказались в орбите таких крупных проектов, как Международный фестиваль «Спасская башня», «Ночь в музее», Дни славянской письменности и культуры. Успешно работает Клуб любителей хорового искусства, созданный на базе «Библиотеки семейного чтения» на Арбате. Здесь вспоминают великих хормейстеров и выдающиеся хоровые коллективы, анализируя их творчество.

Рядом с реализованными проектами сосуществуют и виртуальные, те, о которых пока только мечтается. К таким относится, например, идея возрождения когда-то популярных в столице Праздников песни, торжественно открывавшихся у памятника П.И. Чайковскому и продолжавшихся затем на многих открытых площадках столицы. Но любой воплощенный проект когда-то был мечтой.

Словом, в Московском музыкальном обществе не сидят, сложа руки. Но констатируют: проблемы множатся.

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ ДЕЛО РУК…

Финансирование, там, где оно есть, сокращается. И великой стране уже ставится в пример маленькая, небогатая Эстония, где любительское хоровое движение, в том числе детское, субсидируется от и до.

Идет все большая коммерциализация любительской сферы, инициируемая «сверху».

Ситуация с кадрами парадоксальна: с одной стороны, выпускается много дипломированных специалистов, с другой – подавляющее большинство из них предпочитает карьере руководителя хорового коллектива карьеру певца-хориста. И это повод разобраться в том, насколько логично выстраиваются образовательные программы в вузах и как обеспечить материально поддержанный спрос на профессию.

Особая болевая точка – концертные площадки. Любительское движение вытеснено на столичную периферию, в дома культуры, зачастую имеющие мало презентабельный вид. Каждый из участников заседания в ММО подчеркнул: ни детям, ни студентам, ни ветеранам не все равно, где выступать. Это вопрос самоуважения и душевного полета, без которого искусство не родится. Вспоминались счастливые времена, когда любительским коллективам бесплатно предоставлялись лучшие концертные залы Москвы. Но реалии сегодняшнего дня таковы, что даже при искреннем желании помочь в этом вопросе, «хозяева» залов бессильны – есть нормативные документы, связывающие их по рукам и ногам. Значит, и впредь каждый шаг на большую эстраду (оценивающийся в сумму от 300 тысяч рублей и выше) будет вопросом предприимчивости руководителей коллективов и щедрости ведомств-кураторов. Но если детское творчество сегодня финансово еще поддерживается, то хоры ветеранов однозначно останутся за порогом популярных залов.

Конечно, можно если не изменить, то попытаться развернуть обстоятельства в свою пользу, например, вписавшись в щедро финансируемую Москвой программу выступлений на площадях и в парках с их огромной аудиторией (Московское музыкальное общество обещало поддержать такие начинания). Можно стучаться в мэрию и окружные префектуры с просьбой взять под крыло территориальные любительские объединения, в том числе по части предоставления бесплатных и престижных концертных площадок. Но главная проблема остается: каждый коллектив без поддержки государства чувствует себя сиротой, которому «сказано»: живи или выживай сам – как сможешь. И в ближайшей перспективе ситуация не изменится. Как было отмечено на заседании в ММО, если детской самодеятельностью еще занимаются, то развитие творческого потенциала взрослых любителей хорового искусства в сферу интересов, а значит, и политики Департамента культуры Москвы не входит.

Как достучаться? Предложения были таковы: объединить разрозненные усилия в единую систему действий и начать разработку комплексной программы развития любительского хорового движения. Возможно, осенью, ко времени следующего заседания Московского музыкального общества в расширенном составе, эти предложения обретут конкретность. 

Поделиться:

Наверх