АРХИВ
31.12.2017
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ
Одной из актуальных тем, поднятых на форуме, стала музеефикация современности. По мнению инициатора разговора, генерального директора Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М.И. Глинки Михаила Брызгалова, вопрос стоит крайне остро.

Процесс формирования музейных фондов в сфере музыкальной культуры практически остановлен: доперестроечное двадцатилетие документировано лишь отчасти, нынешний период (начало которого справедливо называют «временем разбрасывания камней») в музейных фондах не отображен практически совсем. Дальнейшее промедление в этой области грозит тем, что летопись актуальной отечественной культуры не будет написана вообще.

Этой проблеме было посвящено совместное пленарное заседание российских Ассоциации музыкальных музеев и Союза концертных организаций при участии Ассоциации музыкальных театров, на котором и прозвучал адресованный столичным и региональным театрам, филармониям и другим концертным объединениям призыв: «Мы ждем от вас информации о происшедших событиях и их участниках – в виде программок и афиш, фотографий и аудио- и видеозаписей, опубликованных анонсов и рецензий, костюмов и реквизита. Без вашей помощи нам не справиться!».

Наталья Зыкова, исполнительный директор Ассоциации музыкальных театров:

— Инициатива, безусловно, важная. Театры – это то место, где пишется история современности, и они, конечно, заинтересованы в том, чтобы эта история осталась потомкам. Вопрос: как реализовать идею? Пока мы – обе ассоциации и СКОР подписали документ о сотрудничестве, а дальше… Мне кажется, что первый шаг – за музеями. Их специалисты должны подготовить документ, в котором было бы прописано, что они считают ценным, что готовы хранить, выставлять. А мы, получив такой документ, уже будем обсуждать на общем собрании нашей ассоциации, что и на каких условиях возможно предоставить.

Программки, афиши, фотографии, скорее всего, театры будут готовы отдавать без проблем. Видеозаписи, сделанные в театре, тоже могут «отправиться в музей» (если он не предполагает их публично показывать, копировать и распространять).

А по некоторым материальным ценностям могут возникнуть проблемы. То, за что бюджетный театр платит деньги (например, костюмы или реквизит), значится на его балансе и является государственной собственностью. Такие артефакты проблематично передать или продать в музей. Можно только списать или заключить между театром и музеем договор долгосрочной аренды.

Что касается эскизов декораций или костюмов, то они охраняются авторским правом. Если художники заинтересованы в том, чтобы их произведения были в музеях, они дадут свое согласие на передачу эскизов, и театр ее осуществит. Но обязательно найдутся и те, кто предпочтет, чтобы его работы принадлежали только театру. И значит, музею их не увидеть.

Есть и еще проблемы. Сегодня художники уже почти не предоставляют театру рисованные от руки эскизы, даже макеты делают на компьютере. И все это присылают в электронном виде. Присланное расценивать как эксклюзивный оригинал или как копию оригинала, с которой театр, в свою очередь, тоже может сделать копию и послать в музей?.. С развитием электронных технологий возникли и такие вопросы. Думаю, что к решению этих и множества подобных вопросов необходимо будет привлекать юристов для консультаций по авторским правам и, возможно, оформлению документов.

Словом, еще нужно отработать механизмы взаимодействия. Но если у музыкального театра есть желание сотрудничать с музыкальным музеем, никакие проблемы этому не помешают. 

Поделиться:

Наверх