АРХИВ
26.11.2014
ГОРДОСТЬ САРАТОВА
Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова появилась после Петербургской и Московской в 1912 году, став центром музыкального образования Поволжья и всей страны. О том, как удается сохранять высокий статус творческого вуза в современных условиях, приумножая многолетние традиции, рассказал ректор, народный артист России, профессор Лев Шугом.

– Лев Исаевич, Саратовская консерватория – одна из старейших в России. В чем сегодня проявляется верность традициям, а в чем – движение вперед?

 – Передавать по наследству высокие традиции классического искусства и быть на переднем крае инноваций – две важнейшие функции консерватории. Сегодня у нас существует выстроенная рабочая система, позволяющая плодотворно объединять их. Если говорить о традициях, то среди наиболее интересных мероприятий можно назвать те, которые связаны с культовыми именами. На базе консерватории ежегодно проводятся Всероссийские научные чтения имени Болеслава Леопольдовича Яворского. Это крупнейший отечественный ученый, работавший в Саратовской консерватории в годы Великой Отечественной войны. Его легендарные семинары по творчеству И.С. Баха и проблемам художественных стилей явились важнейшим событием в истории вузовской науки, а годы пребывания в Саратове стали вершиной его научной деятельности. Среди знаковых исполнительских проектов можно назвать Всероссийский конкурс пианистов имени Семена Соломоновича Бендицкого – основоположника саратовской фортепианной школы. Многие педагоги сегодняшней кафедры специального фортепиано были его учениками, и я в том числе.

Соответствуя духу времени, мы открываем новые специальности и новые кафедры, обеспечиваем внедрение системы бакалавриата. В следующем учебном году появится магистратура. Работает несколько научных центров, изучающих современные процессы, происходящие в академическом и народном творчестве.

– Юбилей консерватория отмечала с большим размахом. А чем отмечено время после празднований?

– Два года назад мы отметили 100-летие консерватории. Это был многолетний марафон концертов и фестивалей, конференций и декад кафедр, поездок и встреч с выпускниками. Открылся новый концертный зал Театральный, заработала студенческая столовая, преобразилось фойе Большого зала. Кульминацией стали концерты в Москве: в престижных залах Московской консерватории, Гнесинской академии, на сцене Академии театрального искусства, где с большим успехом выступили наши ведущие коллективы, педагоги и студенты.

После торжеств жизнь консерватории не остановилась, мы продолжили напряженно работать. Среди наиболее значимых событий могу назвать 5-летие факультета СПО, который стал настоящей кузницей кадров для консерватории. Хочется выделить и открытие в 2012 году Детской музыкальной школы для одаренных детей: в Год культуры состоялся ее первый выпуск. Школа органично встроилась в общую консерваторскую концепцию развития. На сегодняшний день подготовка профессиональных музыкантов различных специальностей в Саратовской консерватории имеет непрерывный многоуровневый и полный цикл: музыкальная школа, факультеты среднего и высшего профессионального образования, аспирантура, докторантура, ассистентура-стажировка.

Есть новые проекты. Так, третье общежитие пока не введено в эксплуатацию. Консерватория оформила все необходимые документы на право оперативного управления, но в девятиэтажном здании необходим серьезный ремонт и перепланировка. Поэтому ждем от Министерства культуры РФ финансовой поддержки той сметы, которую мы составили и отправили в Москву. Введение в строй этого общежития, безусловно, снимет остроту проблемы заселения студентов, а также молодых семей. Кроме того, это даст возможность более активно развернуть работу по привлечению иностранных студентов.

– Вы занимаете должность ректора с 2008 года. Что из задуманного удалось реализовать в полной мере?

– Для меня приоритетным всегда было творческое направление в развитии нашего вуза – ведь я сам концертирующий пианист. Могу уверенно сказать, что сегодня Саратовская консерватория реализует это направление в полной мере: ежегодно проводится множество конкурсов и фестивалей разного уровня. Например, в прошлом учебном году состоялись I Открытый региональный конкурс исполнителей на духовых инструментах им. А.Г. Никитанова, II Всероссийский открытый конкурс пианистов им. С.С. Бендицкого, Х Всероссийский открытый конкурс молодых композиторов им. А.Г. Шнитке, V межрегиональный конкурс дирижеров-хормейстеров «Хоровая провинция», Всероссийский конкурс по курсу фортепиано для студентов разных специальностей. По уровню художественных проектов консерватория не уступает столичным городам, занимает ведущее положение среди многих регионов.

Конечно, не все удалось сделать. С первых дней работы ректором я поставил себе задачу вернуть консерватории базу отдыха на острове Дубовая Грива. К сожалению, из-за сложных проблем с землеотводом пока эта проблема не решена. Наши многочисленные обращения во властные органы Саратовской области не находят должного отклика. Но мы продолжаем движение по этому пути, так как коллективу педагогов и студентов эта спортивно-оздоровительная база, принадлежавшая ранее консерватории, необходима.

– Сегодня много говорят о кризисе высшего музыкального образования. Саратовская консерватория ощущает его?

– Система российского музыкального образования неизменно включала в себя три неразрывно связанных уровня: школа–училище–вуз. У нас созданы и свои звенья этой системы (начальное и среднее), и необходимая благодатная почва для взращивания талантов, а это будущее консерватории.

– И все же созданная система не замыкается на себе, вы работаете и с выпускниками других заведений. Многие ректоры жалуются на низкий уровень подготовки таких абитуриентов, на отсутствие интереса к некоторым вузовским специальностям…

– Должен признать, что уровень профессиональной подготовки абитуриентов действительно снизился. Но меня радует, что интерес одаренных детей и молодежи к художественному образованию не ослабевает. План по набору студентов наша консерватория ежегодно выполняет. На некоторые специальности конкурс достаточно большой: в театральном институте – более 5 человек на место, на другие специальности поменьше. Так, по кафедре академического пения – 3 человека на место. Отрадно, что и география набора из года в год расширяется, что свидетельствует о высокой репутации вуза. В этом году мы приняли 193 юношей и девушек из Саратова, Москвы, Казахстана, Украины, Удмуртии, Республики Марий Эл, Чувашии, Башкортостана, Татарстана, Мордовии, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Ханты-Мансийского автономного округа, Ставропольского и Краснодарского краев, Нижегородской, Волгоградской, Самарской, Пензенской, Воронежской областей.

– Можете ли вы с легким сердцем сказать абитуриенту, что при успешном окончании он имеет реальные шансы получить путевку в профессиональную жизнь, а не бесполезную корочку о высшем образовании? Ведет ли консерватория статистику по выпускникам?

– У нас организована многосторонняя связь с нашими выпускниками. Статистику и мониторинг занятости выпускников регулярно проводит учебно-методический отдел. Ежегодно проходят встречи на кафедрах с выпускниками, они же приезжают на государственные экзамены, участвуют в совместных творческих проектах. В газете «Камертон» и журнале «ALMA MATER. Консерваторцы» регулярно публикуются материалы, рассказывающие о том, как наши выпускники сумели реализовать себя в творчестве. Я бы не стал говорить о «бесполезной корочке» применительно к художественному образованию, так как в консерваторию идут осознанно, идут те, кто стремится усовершенствовать свое дарование. Наши выпускники работают в престижных российских и зарубежных коллективах, а также практически во всех образовательных и концертных организациях Саратова.

– То есть консерватория является активным игроком на культурном поле города?

– Безусловно. Статус не только образовательного, но и художественного центра Саратовская консерватория поддерживала всегда. Думаю, не будет преувеличением сказать, что в последние годы она его не только сохранила, но и укрепила. Консерватория сегодня – это современный многопрофильный вуз, которому по плечу самые сложные задачи, возникающие в сфере музыкального и театрального образования. В структуру консерватории входит театральный институт, открытый на базе театрального факультета, который в свою очередь продолжил развитие богатых традиций Саратовского театрального училища. У нас 4 факультета и 20 кафедр, где готовят специалистов, способных плодотворно трудиться во всех областях музыкального и театрального искусства. Саратовская консерватория всегда была и остается базовым учреждением практически для всех музыкальных заведений города и области.

Мы составляем серьезную конкуренцию и местным концертным организациям, так как наша исполнительская деятельность чрезвычайно интенсивна. Три концертных зала консерватории – Большой, Малый, Театральный – работают с максимальной нагрузкой. Нередко в один день проводится 4–5 концертов. А если обратиться к годовой статистике, то это свыше 250 концертов. Студенты театрального института с большим успехом осваивают сцены саратовских театров, и их дипломные спектакли проходят при аншлагах.

 – Насколько жизнь консерватории вписана в российский и мировой культурные контексты?

 – Творческая и научная деятельность наших музыкантов и ученых широко известна как в России, так и за пределами. Они участвуют в крупных национальных и международных культурных программах, работе научных симпозиумов, конференций, в жюри конкурсов музыкантов-исполнителей, выступают и проводят мастер-классы. Мне самому довелось выступать с концертами во многих странах.

Мы расширяем международные горизонты, так как развиваться и совершенствоваться в замкнутом пространстве невозможно. У педагогов консерватории сложились устойчивые творческие связи с музыкантами и музыкальными центрами Германии, Дании, Франции, США, Канады, Италии. Ежегодно со студенческими творческими коллективами работают дирижеры из разных стран. В Год культуры академический хор студентов показал высокий класс, участвуя в международном фестивале «Дни Европы» в Ульяновске с исполнением «Кармины Бураны» К. Орфа. В активе студентов-театралов международный российско-швейцарский проект – спектакль «Камино» по философской притче Бернара Реймона «Дорогой Святого Иакова де Компостела». В мае этого года при переполненных залах спектакль был показан на фестивале Fecule–2014 (Университет Лозанны, Швейцария).

В последние годы подписано несколько важных международных соглашений и договоров. Буквально только что, в октябре, состоялась поездка в Крым, где мы заключили договор о творческом содружестве с Симферопольским музыкальным училищем, а также выступали в городе-герое Севастополе. Эта поездка имела широкий позитивный общественный резонанс.

– В следующем году консерваторию ждет круглая дата – 80 лет со дня присвоения ей имени Леонида Собинова. Планируется как­то отметить ее?

– Если быть исторически точным, то имя выдающегося русского певца Леонида Витальевича Собинова было присвоено Саратовской консерватории 1 сентября 1935 года. Л.В. Собинов – волжанин, уроженец Ярославля, один из первых народных артистов РСФСР. В Саратове Леонид Витальевич выступал неоднократно. Безусловно, консерватория отметит эту дату. Будет проведен гала-концерт в Большом зале, мы позаботимся и о публикациях в местной прессе.

– Сегодня в жизни музыкальных вузов много проблем. На ваш взгляд, есть ли основания смотреть в будущее с оптимизмом?

 – Вопросы возникают каждый день, но наш коллектив работает слаженно. Саратовская консерватория открыта для диалога, располагает значительным научным и творческим потенциалом, следовательно, у нас есть основания думать о завтрашнем дне с уверенностью.

Поделиться:

Наверх