АРХИВ
31.12.2017
ВСЕ ЦВЕТА МУЗЫКИ
Союз концертных организаций России – одно из активнейших действующих лиц всех шести форумов в Петербурге. О том, какие вопросы и проблемы обсуждались с участием этой авторитетной структуры на сей раз, – в беседе с председателем правления СКОР, генеральным директором Государственной академической капеллы Ольгой Хомовой.

— Ольга Сергеевна, прежде всего хотелось бы узнать, что отличало последний форум от предыдущих в его музыкальной составляющей? 

— Во-первых, сам съезд СКОР оказался, пожалуй, самым представительным. Приехали руководители 89 концертных организаций со всей страны, география – от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. Было как никогда много иностранных гостей: мы принимали коллег из Великобритании, Италии, Германии, США, Швейцарии, причем не только руководителей концертных организаций, но и руководителей ассоциаций. Соответственно, особое внимание было уделено их опыту в области концертного менеджмента. Замечу, что многие из них были поражены грандиозностью VI Санкт-Петербургского международного культурного форума. Да, есть крупные фестивали, есть видные форумы, говорили гости, но чтобы собрать воедино буквально все составляющие культурной жизни – такого они не видели. 

— Организация концертной жизни в области академической музыки у нас и за рубежом – процессы во многом несхожие. Но должны быть и точки соприкосновения. Какие обнаружились?

— Есть немало общих актуальных тем. Например, тема привлечения молодежи в концертные залы. Наши зарубежные коллеги делились опытом продвижения академической музыки. Кто-то ищет новые формы концертов, кто-то насыщает программы современными музыкальными жанрами. Мы узнали, например, об интересном опыте венского Konzerthaus: там проводятся интерактивные концерты, когда зрители сидят прямо внутри симфонического оркестра. И в большинстве своем это оказываются как раз молодые слушатели, которым очень интересно наблюдать, как рождается музыкальное произведение.

Режиссер, продюсер, художественный руководитель известного фестиваля «Брукнерфест» в Линце Ханс-Йоахим Фрай поднял тему создания художественных проектов, работающих на туристическую привлекательность городов и регионов. Это актуально и для крупных центров, вроде Москвы или Вены, но, может быть, еще более важны такие проекты для малых городов. Как раз в России это направление недостаточно развито. И в этом контексте выступление господина Фрая представляло несомненный интерес. Он рассказал не просто о фестивале, который создал 20 лет назад в небольшом по нашим меркам городе, а акцентировал внимание на тех механизмах его функционирования, благодаря которым Линц обрел широчайшую популярность и получил импульс к развитию.

Кстати, эту тему продолжили коллеги из Рязани: там организован фестиваль «Кремлевские вечера», привлекающий сегодня немало российских туристов, в том числе из Москвы.

Еще одна общая важная тема – применение современных технологий в области концертного дела. В частности, речь шла о виртуальных концертных залах, которые у нас сейчас получают широкое распространение. Это уникальный российский опыт. Инициатором несколько лет назад выступила Свердловская филармония, возглавляемая Александром Николаевичем Колотурским, а СКОР взялся за продвижение этого начинания. В итоге идея была поддержана Министерством культуры РФ, и сегодня под его эгидой уже действует всероссийский виртуальный концертный зал, формирующий без преувеличения культурное пространство страны. Его контент создает Московская филармония.

— Одной из актуальных тем, обсуждавшихся на секции, было взаимодействие музеев, концертных организаций и театров в деле сохранения музыкального наследия. Готовы ли члены СКОР включиться в эту работу?

— Конечно! Сегодняшний музей хочет идти в ногу со временем, быть современным и привлекательным, жить, что называется, в режиме онлайн. Если мы оперативно передаем в музей свои документы и артефакты по итогам концертов, то интереснее предстает потом на его выставках современная деятельность концертной организации или музыкального театра. Кстати, само появление этой темы на форуме стало развитием идей, заложенных в соглашении, которое было подписано в прошлом году между Союзом концертных организаций России и Союзом музеев России.

— На секции прозвучал и ваш доклад. Чему он был посвящен?

— Я говорила о деятельности СКОР, в частности о его планах и достигнутых за прошедший год результатах. И то и другое во многом связано с тем, что сегодняшний союз – это организация, которая занимается продвижением и развитием академической музыки в целом. Следовательно, у нее более широкий спектр задач, чем у отдельно взятой концертной организации. Одна из задач – интеграция в мировую музыкальную культуру. Мы вступили в Европейскую лигу работодателей в сфере исполнительских искусств (PEARLE). Сейчас присоединяемся к международному проекту «Шелковый путь» и в ближайшее время будем представлять СКОР на крупнейшей международной выставке исполнительских искусств в Китае. Последняя новость из этого ряда: участвовавший в форуме директор Ассоциации британских симфонических оркестров Марк Пембертон пригласил наш союз вступить в эту уважаемую организацию в качестве аффилированного члена. Кстати, любопытная деталь: поначалу, приехав на форум, он был достаточно скептически настроен, не понимая, чем мы могли бы быть друг другу полезны. Но, как видим, его позиция изменилась.

Тем не менее СКОР – это люди и конкретные концертные организации. Одну из них – Государственную академическую капеллу возглавляете вы. На каких принципах строится ваша работа?

— У нас приоритет классической музыки, потому что сердце нашей концертной организации – это знаменитая Певческая капелла под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко и один из ведущих симфонических оркестров Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России Александра Чернушенко. Но Капелла на сегодняшний день – это мультикультурное пространство, где представлены многие искусства: у нас действует своя картинная галерея, работает камерный зал, открытый для экспериментов. Мы используем самые разнообразные возможности для привлечения детской аудитории: проходят концерты для «публики в пинетках», регулярно представляются специальные программы для детей от четырех и даже двух лет.

Наша задача – это создание на базе классической музыки мультикультурного пространства с вовлечением в него детской и молодежной аудитории. И она вполне согласуется с той тенденцией, которая наблюдается сегодня в мировом концертном менеджменте.

На фото: О. Хомова

Поделиться:

Наверх