АРХИВ
30.09.2018
КРАСКИ ЖИЗНИ
В эстонском Пярну прошел ежегодный Международный фестиваль классической музыки

Основанный крестоносцами в незапамятные времена Пярну, расположенный в 130 километрах от Таллина, неслучайно носит неофициальный титул летней столицы Эстонии. Живописные песчаные пляжи, старинные улочки с небольшими деревянными домами, зеленые парки и аллеи, прекрасный чистый воздух делают городок желанным местом отдыха и для эстонцев, и для иностранцев.

В советские времена в Пярну любили отдыхать, например, Дмитрий Шостакович и Давид Ойстрах, – в 90-е годы здесь даже несколько лет подряд проводился Ойстраховский фестиваль. Начиная с 2010 года, в Пярну устраивается музыкальный форум под патронатом известной дирижерской фамилии Ярви. Неэме Ярви (отметивший в прошлом году свое 80-летие) приезжает в Пярну вместе с сыновьями Пааво и Кристианом, чтобы провести серию концертов в прекрасном по акустике зале и мастер-классы для начинающих дирижеров.

Из-за плотного гастрольного графика Пааво Ярви проходящий обычно в июле фестиваль в этом году сместился на начало августа. Итак: с 5 по 11 августа состоялось девять концертов с участием Эстонского фестивального оркестра, Таллинского камерного оркестра, симфонического оркестра Музыкальной молодежной академии Ярви и звездных солистов (среди них японская скрипачка Мидори и австрийская пианистка Елизавета Леонская). За пульт встали и члены музыкальной династии, и молодые дирижеры, прошедшие мастер-классы у опытных мастеров.

Образовательная составляющая фестиваля очень важна для организаторов. В этом году в академии приняли участие 18 человек, из них 9 предстали перед публикой на отчетном концерте. Программа вечера было составлена так, что «академистам» пришлось показать свое умение не на популярных классических произведениях, а на малоизвестных вещах.

Концерт открылся последней, Одиннадцатой симфонией эстонского композитора Эдуарда Тубина. Продирижировать этим незавершенным в связи с кончиной автора опусом выпало, самому старшему и опытному участнику академии, живущему и работающему в Кёльне москвичу Александру Земцову. Играя на альте, Александр имеет серьезный опыт работы в оркестрах с выдающимися дирижерами. Несмотря на относительно небольшой хронометраж симфоническое полотно Тубина написано с серьезной основательностью, напоминая медленные части малеровских симфоний. Дирижер прекрасно справился с непростой формой, выстроив мощные громогласные тутти духовых, обозначив тяжелые степенные ходы в басу, подчеркнув диалог между вопрошающим тромбоном, и отвечающим ему хором струнных. Прозвучавший вслед за Тубиным концерт для трубы Александра Аратюняна по контрасту из сферы тягостных размышлений вывел к безоблачной радости бытия. В созданном в 1950 году сочинении можно было услышать отголоски народных танцевальных мелодий с характерными острыми синкопами и почти прокофьевскими гармониями. Приглашенный из Москвы трубач-виртуоз Владислав Лаврик легко выигрывал искрометные пассажи, а немецкий дирижер Леонард Эльшенбройх тщательно обозначал все вступления и умело выдержал темп. 

Открывшее второе отделение «Вальпургиева бурлеска» ученика Римского-Корсакова Рудольфа Тобиаса по своей экспрессии больше всего напоминала Мусоргского, а сделанная Тубиным оркестровка этой изначально фортепианной вещи, – экспрессивный стиль Равеля. Молодой латыш Артурс Гайслис уловил и темп и характер бурлески, но, может быть, отсутствие большого опыта помешало развернуться стихии в полную мощь. Третья симфония Чайковского была представлена сразу шестью академистами, и это, увы, было не самое удачное решение. Несмотря на то, что в пятичастной Третьей симфонии еще нет предельно ясной драматургии, появившейся в поздних творениях Петра Ильича, постоянная смена дирижеров за пультом мешала даже визуально. В итоге получился набор пестрых картинок, решенных с разной степенью мастерства, самым сильным оказался финал (Сергей Болховец, Швеция), а самым слабым – вступление к первой части (Мэттью Линч, Великобритания). Зато атмосфера моментально поменялась, когда из зала к оркестру вышел сам Неэме Ярви. Интересно было наблюдать, как встав за пульт он словно сбросил груз прожитых лет, энергично и, одновременно, с юмором продирижировав премьерой небольшого марша «Sada soovi» эстонского композитора Урмаса Латтикаса, получившего третью премию на посвященном 100-летию независимости Эстонии композиторском конкурсе, поддержанного специализирующейся в сфере недвижимости фирмой. Публика горячо приветствовала присутствовавшего в зале автора музыки, тут же приглашенного Неэме лично встать за пульт и провести сочинение на бис. Концерт завершился на мажорной ноте, праздник жизни восторжествовал, а ликующие лица молодых музыкантов говорили о том, что академия удалась.

На снимке: композитор Урмас Латтикас и Неэме Ярви

Поделиться:

Наверх