АРХИВ
31.08.2017
МЕСТНАЯ ТЕРАПИЯ
Вопросы реформирования программ дополнительного образования детей остро обсуждаются как в учебных заведениях, так и чиновниками всех уровней. Но о практических результатах проходящей в отрасли модернизации компетентно судить могут лишь те, на ком это отражается непосредственно. Борис Альбертович Цирульников, директор ДМШ № 4 им. В.М. Свердлова города Тольятти Самарской области, – один из них.

Известно, что музыка может исцелить. Доказано многочисленными исследованиями на стыке нейрофизиологии, психологии, музыковедения и наглядными примерами. Однако случилось и так, что в «лечении» стала нуждаться сама музыка – точнее, общественные институты, отвечающие за этот вид искусства. Закроешь глаза на симптомы «заболевания», упустишь начальное звено одной системы – и под вопросом окажется высокий рейтинг выпускников российских консерваторий. Решить глобальную проблему невозможно одними лишь «указами сверху». Здесь и сейчас в разных регионах необъятной Родины за честь и славу русского искусства борются те, кому очевидно, что нависла угроза.

АНАМНЕЗ

Борис Альбертович, наше музыкальное образование было и пока остается признанным в мире. Но в последнее десятилетие организованно и повсеместно обсуждаются пути его реорганизации. Что это: мы подошли к этапу, который, согласно концепции Ю. Лотмана, в теории культуры называют «ситуацией взрыва»?

— Взрыв неизбежен, если перед школами искусств ставить задачи, которые под силу решать клубам, кружкам и творческим секциям. А ведь так и есть: сейчас ДШИ наравне с предпрофессиональными программами, соответствующими Федеральным государственным требованиям, реализуют общеразвивающие, заведомо понижающие планку качества. Эта дифференциация имеет место исключительно в результате перераспределения полномочий и ответственности за финансирование наших учреждений. Например, в Тольятти к изменению программ приводит дефицит местного бюджета. Стоимость обучения по программам ФГТ значительно выше, чем по общеразвивающим, соответственно включается рычаг: не хватает финансирования – изменяется программа. И многие руководители и преподаватели от этого страдают, ведь все мы прекрасно понимаем, что может получиться на выходе.

Из 589 учащихся по программам ФГТ в нашей школе занимается только 200. Было 362 – уменьшили, и это снижение продолжается. Уже второй год не принимаем первоклассников на предпрофессиональные программы, только на общеразвивающие. Ну а если через 7-8 лет эти дети захотят-таки получить образование в сфере искусства – а ведь поступает много талантливых детей! – у них не будет знаний и навыков, достаточных для карьеры. Понятно, что не все захотят стать профессиональными музыкантами, но, во всяком случае в нашем государстве, у них есть возможность получить качественное образование. Родители часто задают вопрос – почему моего ребенка сняли с ФГТ? И абсолютно правы, ведь подобные решения ущемляют их права и права детей и не дают нам возможность учить на высоком уровне.

Получается, что у одного и того же преподавателя дети занимаются по разным программам. Профессионалам эта дифференциация дается очень трудно. И с точки зрения финансовой тоже – получается, что у высококвалифицированных преподавателей мизерная оплата труда. (Мы ведь имеем двойное подчинение: со стороны материальных ценностей и системы управления относимся к Министерству культуры, а учебные программы и законодательные основы контролируются чиновниками от образования, которые не всегда понимают суть индивидуального преподавания в музыкальных школах.)

В 2020 году ДМШ № 4 им. В.М. Свердлова будет 50 лет, разумеется, традиции нашей школы не позволяют нам понижать планку качества. К тому же мы проводим множество конкурсов, олимпиад, у нас очень сильные теоретики на уровне всей Самарской области. В следующем году планируем провести областную олимпиаду по теоретическим дисциплинам, а возможно, сделаем ее региональной. Наши струнники ежегодно поступают в РАМ им. Гнесиных, ЦМШ. В ноябре 2016 года мы впервые провели конкурс «Четыре струны» и предполагаем сделать его ежегодным, ведь он реально помогает выявлять талантливых детей. В общем, наш коллектив остается верен традициям учебного заведения и учительскому долгу.

Также активно привлекаем благотворительные, социальные средства, помогают родители. Стараемся донести до них, какую миссию выполняет школа, что она значит для города и для будущего их детей. Ведь наша главная задача – готовить не только выдающих музыкантов, композиторов и исполнителей (очевидно, что такими станут единицы), а прежде всего высокоразвитых, эстетически образованных личностей, способных профессионально раскрыться в условиях жесткой конкуренции. Все это воспитываем мы – трудолюбие, усидчивость, умение достигать поставленных целей. Родители это понимают и поддерживают школу.

ДИАГНОЗ

Как давно сложилась эта ситуация и как это отражается на городе в целом?

— Все это происходит с прошлого года, с тех пор, как уменьшился муниципальный бюджет. Тольятти – моногород, так называемая территория опережающего развития, где предполагается приток талантливых людей в области инжиниринга, робототехники.  А на деле у нас сейчас не приток, а отток молодежи: уезжает та самая интеллигенция возрастом до сорока лет, которая должна вкладывать свои силы, умения, навыки в развитие города. Причины: отсутствие престижной работы, уменьшение зарплаты, сложные жилищные условия. И один из элементов принятия такого решения для граждан с высоким уровнем социальных притязаний – услуги, которые предоставляются молодым семьям, в том числе и наши. А мы, в свою очередь, чтобы сохранять качество этих услуг на прежнем уровне, вынуждены привлекать дополнительные источники: это и платные концерты, и занятия за деньги. Конечно, это негативно отражается на финансовом благополучии тех, кто вынужден из своего кармана покрывать недостаток бюджетных средств. Поэтому бюджет должен быть обязательно восстановлен в прежнем объеме. Иначе проблемы будут только усугубляться.

РЕЦЕПТ

Каким вам видится выход из сложившейся ситуации?

— Прежде всего, требуется анализ ситуации в городе и по результатам этого анализа разработка программы развития дополнительного образования. Необходимо понять, какие культурные слои нужны, какие подходы к образованию, какие востребованы педагоги, и соответственно, как воспитывать кадры. Нужно исследовать «культурный код», который есть в городе, и понять, как его развивать, чтобы он передавался из поколения в поколение. Для молодежи, наших выпускников, которые обучаются сегодня в разных вузах России, надо создать такие условия, чтобы им интересно было вернуться в Тольятти: они должны видеть возможности для профессионального, личностного и финансового роста. Нужна четкая программа стимулирования молодых специалистов. Мы стараемся это внедрять в школе: создаем новые проекты, даем дополнительную нагрузку.

Но нам нельзя действовать в одиночку! Нужно подключать ресурсы городской администрации, департамента культуры. Кстати, 8 июня назначен новый руководитель департамента – Наталья Александровна Тонковидова. Она занималась общественной деятельностью в Молодежном парламенте при Гордуме, возглавляла комитет по делам молодежи. Имеет начальное музыкальное образование, энергичный, профессиональный человек.  Если будем работать все вместе, нам вполне по силам перспективно выстроить программы, которые дадут новые импульсы и заполнят «белые пятна» в системе образования. Важно, чтобы все, от кого это зависит, – министерства, ведомства, органы муниципальной власти, представители школ не перекладывали ответственность друг на друга, а, объединившись, пришли к консенсусу в деле сохранения качества отечественной системы художественного образования.

СПРАВКА

Детская музыкальная школа № 4 была открыта в Автозаводском районе г. Тольятти в 1970 году. Для занятий был выделен один класс в СШ № 28 и шесть классных комнат во вторую смену. На фортепианном, струнном, народном и теоретическом отделениях под руководством 9 преподавателей обучались 80 учащихся.  Первым директором школы стал почетный гражданин города Тольятти, заслуженный работник культуры Российской Федерации Владимир Михайлович Свердлов, более пятидесяти лет проработавший в музыкальном образовании.

В сентябре 1987 года коллектив музыкальной школы переехал в новое здание, построенное по разработанному московскими архитекторами проекту: на площади более пятисот квадратных метров разместились 47 классов для индивидуальных и групповых дисциплин, библиотека, мастерская для ремонта инструментов, концертный зал на триста мест, рояль «Москва» с механикой от Stenvey. С момента открытия нового здания школы ее концертный зал функционирует как филармоническая площадка и центр музыкального просвещения.

На сегодняшний день МБУ ДО ДМШ № 4 им. В.М. Свердлова – крупнейшее учреждение дополнительного образования детей г. о. Тольятти. На различных отделениях школы обучаются 700 учащихся по муниципальному заданию и 70 человек на отделении самоокупаемости (ОПДОУ).

Помимо занятий на выбранном инструменте (специальности: фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, гобой, кларнет, саксофон, труба, туба, ударные инструменты, баян, аккордеон, балалайка, домра), учащиеся посещают уроки сольфеджио, музыкальной литературы, хора. Учебными планами предусмотрены также композиция, музыкальная эстетика, ансамбль, оркестровый класс, общее фортепиано. 

В школе функционируют коллективы: оркестр народных инструментов, ансамбль духовых инструментов, ансамбли скрипачей младших и старших классов, камерные ансамбли.

 С 1 сентября 2013 г. ДМШ № 4 им. В.М. Свердлова приступила к реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусства. Также продолжается обучение по программам художественно-эстетической направленности.  

Работа в школе имеет два вектора развития: вширь, с направлением на максимальный охват населения музыкальным просветительством, и вглубь, с ориентацией на профессиональную работу с талантливыми детьми.

Поделиться:

Наверх