АРХИВ
31.08.2015
ВРЕМЯ КУХМО
С 12 по 25 июля в финском Кухмо в очередной раз прошел традиционный международный фестиваль камерной музыки

Небольшой городок Кухмо, расположенный в средней Финляндии в 70 километрах от границы с Россией, – особенное место на карте страны. Именно на Кухмо пал выбор финского виолончелиста Сеппо Киманена, решившего в 1970 году вместе с супругой – скрипачкой Йошико Араи – основать собственный фестиваль камерной музыки. Усилиями энтузиастов, практически при отсутствии бюджета, фестиваль был проведен частично в спортивном зале местной школы, частично в красивой деревянной церкви и уже на следующий год принял около полутора тысяч посетителей и получил поддержку муниципалитета. С тех пор Кухмо медленно, но верно отвоевывал себе звание летней столицы камерной музыки. Нынешний 46-й фестиваль включил в себя уже 71 концерт и собрал свыше 50 000 зрителей.

Подлинным украшением Кухмо является концертный зал, специально построенный для фестивальных мероприятий в 1993 году по проекту архитектора Матти Хайккинена (рядом с озером Ламмасярви), он вмещает в себя 668 человек и имеет замечательную акустику, прекрасно подходящую для проведения камерных концертов. Полностью обитый деревом зал строился, что называется, всем миром (имена частных спонсоров увековечены на зрительских креслах).

В конце 90-х – начале 2000-х годов Кухмо становится притягательным для многих артистов первого ряда. Эти лесные края посещали Гидон Кремер, Гил Шахам, Давид Герингас, Жорди Саваль. В отличие от «фешенебельных» летних европейских музыкальных смотров в Кухмо полностью отсутствуют какой-либо официоз, требования к дресс-коду. Свободный стиль и у исполнителей, и у публики не только не возбраняется, но и всячески приветствуется. Вкупе с окружающим особым деревенским колоритом это создает почти домашнюю атмосферу. Идя на концерты фестиваля в Кухмо, попадаешь не столько в «высший свет», сколько в гости к хорошим друзьям, которые тебе всегда рады. Отсюда возникает что-то среднее между выходом на серьезный живой концерт и слушанием музыки дома на диване за чашечкой чая. Подобное настроение на фестивалях в Кухмо вовсе не отменяет вдумчивого отношения к представленным программам, а, скорее, наоборот, усиливает слушательский энтузиазм.

Каждый фестиваль в Кухмо обязательно имеет свою концепцию, а каждый из концертов (в один день их может быть до шести) – свое название. Эта традиция была заведена Киманеном и продолжена замечательным альтистом Владимиром Мендельсоном, в 2005 году заступившим на пост художественного руководителя. Он строго обдумывает программу, затем под составленный в определенном порядке «плей-лист» ищутся конкретные исполнители.

В этом году фестиваль прошел под общим названием «Время» и собрал более 130 исполнителей. Времена суток, времена года, рубежи веков стали темами их музыкальных размышлений. Старинная и современная музыка, сольные и ансамблевые сочинения перемежались по принципу свободных ассоциаций. Так, на концерте-открытии под девизом «Да будет свет» кантата Баха № 118 «О Иисусе Христе, Свет жизни моей» соседствовала с песнями Шуберта, квартетом Гайдна и «Ионизациями» Эдгара Вареза. А шестой день фестиваля, получивший заголовок «Часы и облака», открылся в 11 утра тоже с кантаты Баха – «Как прекрасно светит утренняя звезда» - и завершился за полночь Серенадой op.31 Бриттена и танго Пьяццоллы. Подобно тому, как в заповеднике можно встретить животных исчезающих видов, так и в Кухмо можно услышать и увидеть формы музицирования, которые были распространены еще в середине XX века и практически исчезли к началу века XXI. Неоднократно звучали популярные в начале XIX века симфонии в переложении для двух роялей, на которых играют 4 пианиста в 8 рук. Именно таким образом были исполнены увертюра Мендельсона «Морская тишь и счастливое плавание» и Шестая, «Пасторальная», симфония Бетховена в транскрипции Франца Шуберта для двух «четвероручных» роялей.

Уровень исполнителей, принявших участие в фестивале, был разным, и многие имена мало что говорят даже продвинутому меломану: одним из самых сильных оказалось струнное трио в составе Ма-Са Янг, Ювал Готлибович и Юлиан Арп, очень тонко и вдохновенно исполнивших семичастную Серенаду op.8 Бетховена. Однако сама эта пестрота постоянно сменяющих друг друга артистов тоже чем-то напоминает жизнь, где одни персонажи незаметно уходят со сцены и на смену им приходят новые герои и имена. 

Поделиться:

Наверх