АРХИВ
19.02.2014
БАХ, ОРГАН, ГРОДБЕРГ

Народный артист России Гарри Гродберг, отметивший 3 января свой 85-летний юбилей, в этом сезоне представляет абонемент, посвященный произведениям И.С. Баха

Более полувека пропагандируя органную музыку в качестве исполнителя, многие годы Гарри Гродберг совмещал концертную деятельность с работой в Совете по органостроению при Министерстве культуры СССР, главным направлением которой было проектирование и установка на территории страны новых органов. И если у любителей органной музыки Гродберг ассоциируется в основном с Бахом, то у профессионалов – с органами фирмы «Ригер-Клосс», которым, как правило, он отдавал предпочтение. Эти инструменты, ставшие символом органного искусства в СССР, всегда вызывали массу споров относительно своих технических и художественных качеств. Больше всего доставалось столичному «Ригер-Клоссу», установленному в Концертном зале им. П.И. Чайковского: неоднократно говорилось о стилистически неясной диспозиции, некачественной интонировке, непрактичной трактуре и недостаточной для огромного зала силе звучания. Обвинения небеспочвенны, но они также могут быть отнесены к большинству органов, установленных не в церквях, а в концертных залах. Однако некоторые концерты их практически полностью опровергают – например, выступление Джона Скотта в КЗЧ в октябре прошлого года. Англо-американский органист в первом отделении исполнил большие хоралы из третьей части «Клавирных упражнений» И.С. Баха и обрамляющую их прелюдию и фугу BWV 552, удивительно точно передав с помощью всем известного «Ригер-Клосса» почти аутентичное звучание большого немецкого барочного инструмента. После антракта публике была представлена музыка Сезара Франка – и в регистровках не осталось даже тени общей необарочной направленности органа КЗЧ: звучал приятный, богатый различными тембрами романтический инструмент, совсем не похожий на то, что обычно подразумевается под выразительными возможностями «Ригер-Клоссов».

Организаторский талант Гродберга проявился и в создании двух фестивалей, посвященных, как нетрудно догадаться, музыке Баха, – в Твери и Калининграде. Сам Гарри Яковлевич и сейчас продолжает активную концертную деятельность не только в столице, но и в других городах России. Наверное, он – единственный артист (во всяком случае, в Москве), чьи концерты по сей день сохранили ретро-атмосферу вечеров органной музыки, перед началом которых слушатели обязательно покупают программки, старательно вглядываясь в названия загадочных прелюдий, фуг, гармонических лабиринтов и BWV, и внимают речи музыковеда, раскрывающего аспекты биографии и творчества И.С. Баха. Монографический абонемент Гродберга – редкий, если не единственный случай в репертуаре филармонии. Программы всех пяти вечеров разнообразны и охватывают почти все грани баховской органной музыки, разумеется, в разной степени полноты: представлены все хоральные партиты, множество хоральных обработок, несколько больших прелюдий и фуг, так называемая «Органная месса» и многое другое.

Бах в интерпретации Гродберга предстает достаточно строгим и вполне укладывается в рамки старой и доброй академической традиции. Несмотря на меняющиеся регистровки и некоторые другие нюансы, в исполнениях Гродберга не бывает неочевидных, сомнительных или провокационных решений, преобладают бодрые темпы и обильное использование аликвот. Если проанализировать объявленные программы, складывается ощущение, что «градус концерта» с каждым разом повышается. Уже были исполнены «Двадцать пять избранных хоралов» и «Органная месса» ; в январе состоялся концерт, посвященный жанру фантазии. Ближайший концерт (16 марта) предлагает своеобразный обзор жанра прелюдии и фуги. В центре программы – знаменитые и трогательные «восемь маленьких» (сегодняшние исследователи приписывают их авторство ученикам Баха И.Л. Кребсу или его отцу И.Т. Кребсу – факт, с которым многим музыкантам трудно смириться). Прозвучит также их полная противоположность – большие и виртуозные прелюдии и фуги ми-бемоль мажор и ля минор (первая известна под названием «Святая Анна», вторая же никаких дополнительных названий пока не получила, но зато прочно укрепилась в отечественном курсе музыкальной литературы как единственная представительница жанра).

Программа последнего концерта абонемента, который состоится 13 апреля, представляется весьма разнообразной: в ней – прелюдии и фуги, две хоральные партиты (в том числе – самая виртуозная и значительная партита &laquoSei gegruesset...» соль минор) и другие хоральные обработки. В завершение всего абонемента прозвучит Токката ре минор – причем не «дорийская», а «та самая», которая, несмотря на спорное авторство, всегда приносит публике бурю восторга от встречи с Бахом, органом и Гродбергом.

Поделиться:

Наверх