АРХИВ
31.03.2018
БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ
Что такое интеллектуальный ресурс нации? С одной стороны, ответ очевиден: это те, кто, развиваясь сам, развивает свое дело и свою страну. Но что это за люди, как формируются такие характеры, какие процессы в отечестве зависят от них? Для того чтобы разобраться в этом, а значит, сделать шаг в осмыслении сегодняшних реалий и завтрашних перспектив, на мартовскую научно-практическую конференцию «Знаменские чтения» в Сургутском колледже русской культуры им. А.С. Знаменского собрались специалисты из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Москвы и Санкт-Петербурга.

КОНТЕКСТ В ЛИНИЯХ И КРАСКАХ

Неудачной рамкой можно испортить впечатление от любой картины. Три выставки, развернутые специально к знаковому для Сургутского колледжа событию и ставшие своеобразным обрамлением конференции, картину только обогатили смыслами и важной информацией.

Авторы работ, представленных на одной из них, в графике и живописи попытались воплотить «Летающие мысли» А.С. Знаменского (книга под таким названием, изданная колледжем, почитается здесь настольной). Другой выставкой стала совместная экспозиция музея учебного заведения и городского краеведческого музея, посвященная 120-летию со дня рождения просветителя, чьи идеи стали основополагающими в образовательно-воспитательной концепции колледжа, а также его именитым ученикам. Третья представила проекты студентов-дизайнеров колледжа.

Часть из них касалась благоустройства (а значит – возрождения) одного из старейших сел Югры Тундрино, которое региональное Общество русской культуры задумало превратить в центр традиционной культуры. Дизайнерский конкурс стал одним из мероприятий проекта «Будущее села Югры», инициированного Обществом русской культуры и поддержанного президентским грантом. В числе других его мероприятий – Рождественский праздник, который общественники совместно с фольклорным ансамблем «Знаменка» провели для жителей села (особенно заинтересовав их мастер-классом по ткачеству). В планах – проведение в Тундрино других праздников, а также организация практики для специалистов и студентов округа под руководством тех, для кого сохранение традиций русской национальной культуры – дело жизни.

ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ…

На конференции, организованной творческим учебным заведением, не могли не говорить о роли русской культуры, о формировании ответственности за свой народ, за свою страну. Инициатором темы выступила руководитель Отдела государственной культурной политики Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, доктор философских наук Татьяна Беспалова. Она сосредоточила свое внимание на роли интеллигенции в сохранении культурно-цивилизационного пространства России.

«Может ли интеллигенция быть антинациональной? Да, может. И когда-то наш народ пошел за ней, – говорила московская гостья. – Такая опасность есть и сегодня. Наша национальная элита сегодня во многом утратила государствообразующие ориентиры. Что имеется в виду? Например, в Москве посмотреть классику в авторском замысле невозможно практически ни в одном театре. Театральные постановки русской и мировой классики (Пушкина, Лермонтова, Шекспира) часто до неузнаваемости искажают смысл гениальных произведений. Но, как мне видится, первое знакомство ребенка с классикой в театре должно быть максимально приближено к авторскому замыслу. Почему это важно именно сейчас? Потому что растет поколение не читающих детей. Они не знакомы с оригиналом, а театр зачастую предлагает им искаженную интерпретацию, которая не соотносится с распространенным привычным представлением о русской классике. Это важнейшая проблема современности, так как через литературные образы формируется национальная память.

Помимо творческой и научной элиты, есть еще элита политическая. Коммунисты и либералы, евразийцы и русские национал-патриоты, монархисты, консерваторы – все мы один народ. У этих политических сил разное видение будущего, настоящего и прошлого России. Выбор символических фигур памяти, исторических событий в качестве мировоззренческого базиса представителями разных политических направлений идет избирательно. Часть из них, например, идеализирует эпоху Ивана Грозного, а часть симпатизирует Солженицыну, что провоцирует борьбу политических сил. И тут мы снова возвращаемся к понятию «национальная память».

Встает вопрос: как её формировать? Механизмы известны – язык, песня, сказка, история... Только какие песни, сказки, какая история? Кто это определяет? В коротком выступлении дать ответы на все вопросы невозможно. А формировать национальную память необходимо, потому что без нее стирается понимание традиции, которая, согласно одному из ее определений, ощущается народом как некое значимое прошлое, на защиту которого готов встать народ или национальная элита. Если нет такого ощущения – нет и сил, готовых встать на защиту традиций. Это очень серьезная проблема, напрямую связанная с необходимостью формирования национальной идеи».

ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРОЕКТОВ

Предваряя свой доклад, часть из которого приведена выше, Т.В.  Беспалова пошутила: «Я к вам еду говорить о проблемах, а у вас в Югре их нет: образование – на высоте, русская культура и традиции развиваются замечательно. Как же выступать перед вами?». Но в каждой шутке есть доля правды, и иногда очень весомая.

Один из участников конференции, заместитель председателя Общественной палаты Югры и директор Сургутской филармонии Яков Черняк, упомянул интересную акцию – только что завершившуюся историко-краеведческую викторину «Югре – 900!», участником которой стал почти каждый третий житель региона. А она, в свою очередь, является частью масштабного научно-просветительского проекта «Многовековая Югра», включающего в себя около 60 мероприятий, которые в итоге должны привести к созданию уникального издания – «Академической истории Югры».

Другой участник конференции, глава департамента образования администрации Сургута Анна Томазова, напомнила о еще ряде начинаний, уже реализующихся в городе, – это проекты «Говорю и читаю по-русски», «Филармония для школьников», «Уроки литературы в театре». Представила она и новые проекты, в числе которых «Наноград» и «Нас объединила Победа». Все они – составляющие плана «Десятилетие детства», недавно сформированного, что называется, всем миром в тесном сотрудничестве с сургутскими музеями, библиотеками, филармонией, общественными и образовательными организациями, градообразующими предприятиями, организациями малого и среднего бизнеса...

Но, говоря об этих и других проектах, участники конференции неизбежно возвращались к деятельности Сургутского колледжа и кровно связанного с ним регионального Общества русской культуры, подчеркивая: в том числе и в этой деятельности – истоки сегодняшнего движения Югры от постижения своего прошлого к моделированию современной, нравственно и культурно развитой интеллектуальной среды…

Колледж и Общество продолжают быть активными участниками этого процесса: между ними и администрацией города заключено соглашение о реализации ряда проектов по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи в условиях этнокультурного диалога. Они касаются и развития хорового движения, и дальнейшего развертывания программы «Славянский ход», которая родилась в колледже много лет назад. В ее рамках запланирована проектно-исследовательская деятельность по направлению «Культурные традиции Обь-Иртышского Севера».

Но говорили об уникальном по типу своей работы учебном заведении и в другом контексте.

КОМУ ИГРАТЬ ПЕРВУЮ СКРИПКУ?

Какое отношение может иметь к научно-техническим инновациям Колледж русской культуры, где в приоритете музыка и изобразительные искусства? Самое прямое, посчитал один из участников конференции директор югорского Технопарка высоких технологий Виталий Рыжаков.

Начав заниматься разработкой стратегии развития учреждений, здесь скоро пришли к однозначному выводу: никакая инновация без развития культурной сферы не может быть внедрена. Она не родится в рамках жестко выстроенной системы, где все раз и навсегда определено и стоит на своих местах. Условие ее бытования – живая среда, каковой является и культура. Насыщение среды, ее качественное преобразование – залог принятия обществом инновации. Яркий пример тому – интернет. Сама по себе технология была известна еще с 70-х годов, но ее внедрение в жизнь произошло только после того, как в обществе сформировался соответствующий культурный уровень. Именно поэтому, по мнению руководителя Технопарка высоких технологий, деятельность таких учреждений, как Колледж русской культуры им. А.С. Знаменского, – важнейшая составляющая развития инновационной сферы.   

Тема получила продолжение в докладе преподавателя колледжа, кандидата технических наук Натальи Иванниковой, по-своему проанализировавшей взаимосвязи науки и искусства. Идущие разными путями к постижению мира, они, как выразился еще Л.Н. Толстой, так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, и если один орган извращен, то и другой не сможет правильно работать. Самые действенные средства избежать этого – нравственность и ответственность. И здесь трудно переоценить роль искусства, которое по природе своей призвано задаваться этическими вопросами.

…Каких бы тем ни касались участники конференции, будь то актуальные вопросы литературного краеведения или поиски решения акустических проблем культовых сооружений Сургута, судьба учеников А.С. Знаменского или современное преломление традиций просветителей Севера, каждый из выступавших так или иначе говорил о нравственности и ответственности человека за то, что он делает на земле. Именно это, как оказалось, и есть самое главное в определении, что же такое интеллектуальный ресурс нации.

На снимке: Глава города Сургута В.Н. Шувалов торжественно вручил организатору конференции, председателю правления Общества русской культуры Е. Лоншаковой удостоверение и значок премии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «За выдающийся вклад в социально-экономическое развитие автономного округа»

Поделиться:

Наверх