АРХИВ
31.03.2017
«Джаз – он всегда…»
Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема в представлении не нуждается: он занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый долгоживущий джазовый коллектив в мире. Последнее десятилетие его возглавляет выдающийся пианист, автор двух десятков сольных пьес и более 170 аранжировок – народный артист России Борис Фрумкин. Закономерен вопрос: каково сегодняшнее лицо оркестра?

Безусловно, оркестр Олега Лундстрема и нынче верен собственным традициям. Его концерты по-прежнему проходят при аншлагах, гастрольная деятельность расписана по дням. Он, как и при Олеге Леонидовиче, успешен. Этот успех, с одной стороны, объясняется неувядающим слушательским интересом к биг-бэндам, возникшим в эпоху «золотой лихорадки» свинга. С другой, качество игры, фирменный саунд, серьезная музыкантская составляющая ставят его в один ряд с симфоническими составами. Недаром программы оркестра с готовностью принимают столичные концертные залы: ММДМ, БЗК, КЗЧ...

Еще одна традиция, работающая и сегодня, – это подготовка специальных тематических программ «по поводу» и выступление с ними во время крупных гастрольных туров. В минувшем году таким поводом стал вековой юбилей отца-основателя О.Л. Лундстрема (1916–2005). В память о великом джазмене оркестр отправился по городам, с которыми неразрывно связана его судьба.

Чита – место рождения героя. Казань, где коллектив проработал почти десять лет. Китайский Харбин: там в 1934-м оркестр родился. День рождения Олега Лундстрема отмечали грандиозным гала-концертом в Москве. На сцену Кремлевского дворца вышли друзья-музыканты: Анна Бутурлина, Мари Карне, Александр Панайотов, Мариам Мерабова, Аня Чиповская, солисты детского ансамбля «Непоседы». В этом ряду была и выдающаяся Дебора Браун. Когда много лет назад она приехала без своих оркестрантов на фестиваль в Европе, оркестр Лундстрема предложил ей свою поддержку. С тех пор американская джазовая певица, покоренная мастерством москвичей, постоянно сотрудничает с ними.

Так что изменилось в жизни оркестра за последние годы? Ответ можно найти в формулировке принципа, которому следует легендарный коллектив: «Быть современными в традиционном».

Наработан новый репертуар, в том числе благодаря сотрудничеству с несколькими аранжировщиками. Особое место занимают аранжировки классической музыки – как проверенные временем и давно ставшие хрестоматийными, так и новые. Это направление появилось в оркестре сравнительно недавно и сейчас активно развивается. Например, в программах «Классика и джаз», где исполняются джазовые обработки классики и хиты при участии «академистов» – виолончелиста Бориса Андрианова, скрипача Графа Муржи. Большую помощь оркестру оказал известный московский джазовый композитор и аранжировщик Юрий Маркин. Не забывает о композиции и сам лидер оркестра. Популярную в серьезной музыке тему «времена года» Борис Фрумкин выразил джазовым языком (подчеркивая, что речь идет не об оркестровке оригинального произведения, а об авторской музыке). Премьера сюиты «12 месяцев» состоится в Международном московском Доме музыки 18 апреля.

Главный дирижер и худрук по-своему выстраивает и отношения в коллективе. «Я сначала пианист, а потом руководитель, поэтому вижу оркестр изнутри», – говорит он о себе. А потому мысли и чаяния музыкантов ему понятны. Главная мотивация любого джазмена – выразить себя. Значит, у него должно быть достаточное количество сольного материала, который он исполняет в рамках оркестровой музыки. Задача художественного руководителя – «дать драгоценному камню достойную оправу», то есть, найдя соответствующий материал, предоставить каждому музыканту возможность высказаться, причем высказаться наиболее выигрышно.

Одной из оптимистичных тенденций нынешнего времени Борис Фрумкин считает растущий интерес к джазу со стороны молодежи: «Наверное, это связано с тем, что молодая публика устала от той музыки, которую обычно слушала по радио и телевидению. На фоне ротации одних и тех же солистов и пения под фонограмму хочется чего-то живого, такого, что совершается здесь и сейчас и никогда больше не повторится. Джаз – он всегда разный! В джазе очень значительна доля импровизации, все решает настроение и реакция зала. Никакая другая публика не связана с артистом так, как на джазовых или рок-концертах, где есть реальное взаимопроникновение мыслей, чувств, ощущений. Это, конечно, привлекает молодежь. Причем и ту, что в публике, и ту, что на сцене. Каждый год конкурсы выявляют все новых и новых исполнителей, иногда до удивления молодых – 12-15 лет, которые прекрасно знают джаз и могут соперничать с мастерами. Интересное время!»

На фото Б. Фрумкин

Поделиться:

Наверх