События
30.12.2018
За актуальностью и модой
На Малой сцене Московского академического музыкального театра состоялись показы итоговых работ второго сезона лаборатории «КоОПЕРАция» (художественный руководитель Екатерина Василёва)

Шесть мини-опер длиной до 20 минут представили композиторы Дмитрий Бученков, Адриан Мокану, Николай Попов, Анна Поспелова, Артем Пысь, Оле Хюбнер. Аккомпанировали по преимуществу солисты «Студии новой музыки», объединившиеся под маркой ГАМ-ансамбля, дирижировал Олег Пайбердин.

О «КоОПЕРАции», объединившей молодых композиторов и драматургов, широкая публика впервые узнала полтора года назад. Тогда состоялась презентация первого этапа работы лаборатории, в ходе которого ее участники слушали лекции, участвовали в дискуссиях и мозговых штурмах. За неделю возникло восемь творческих пар, к октябрю прошлого года создавших восемь мини-опер для показа на Малой сцене МАМТа.

Масштабный проект был подготовлен усилиями двух человек практически на голом энтузиазме. Режиссер Екатерина Василёва и музыковед Наталия Сурнина работали над его воплощением около года: придумали концепцию, пригласили композиторов и драматургов в возрасте до 35 лет, лекторов и будущих исполнителей, нашли площадку, которую предоставил МАМТ. Как было объявлено, одна из целей проекта – «вовлечь молодых авторов в сферу музыкального театра и вдохновить их на создание новых сочинений... разработать инновационную модель работы над оперой». Другая и более важная цель – «способствовать сближению миров музыкального и драматического театра, познакомить молодых драматургов и композиторов».

В нынешнем году концепция отчасти изменилась: вместо восьми пар – шесть троек, к композиторам и драматургам добавились режиссеры (год назад за все постановки отвечала Василёва). Как и в прошлом году, работа делилась на четыре этапа: «концепт» (лекции и семинары, формирование групп), «конструкция» (либретто и музыкальные эскизы), «композиция» (создание партитуры) и «опера» (репетиции и показ). Первый этап прошел летом на «Архстоянии» – фестивале ландшафтных объектов в Никола-Ленивце, где композиторы, драматурги и режиссеры знакомились, слушали лекции, собирались в тройки, представляли свои концепции. Коллеги, которым довелось побывать там, из шести будущих опер практически единогласно выделяли две: об американском марсоходе Curiosity и о диалогах с виртуальными помощниками.

Именно эти две оперы оказались наиболее заметны; с летними отзывами коллег мне довелось познакомиться уже после спектакля, в этом смысле предвзятость исключается. Героини оперы teo/тео/theo (либретто – Евгения Беркович, музыка – Артем Пысь, постановка – Юрий Квятковский) вступают в диалоги: первая – с электронным аналогом Госуслуг, принимающим заявления и жалобы, вторая – с цифровым проповедником. Казалось бы, совсем разные функции, однако машины в обоих случаях остаются лишь машинами, а женщины в состоянии крайнего одиночества готовы говорить и с ними. Героиня по имени Она поет на музыку Римского-Корсакова и Сен-Санса о докучливых соседях и о том, как у нее капает с потолка; «Сочувствую. Ждите. Все ясно. Идет обработка», – отвечает автомат. Другую героиню, Алю, он учит молиться, в решающий момент говоря: «Программа будет деактивирована через одну минуту».

В роли Али выступает Наталья Пшеничникова – артистка и певица такого класса, что могла бы убедительно спеть и телефонную книгу. Ее «Помоги мне не умереть от боли» звучит поистине душераздирающе, и в памяти от оперы остается именно это плюс работа либреттиста – но не режиссера и не композитора. Более того, всем остальным операм – в том числе Imprints Анны Поспеловой, где прописана отдельная роль для замечательной флейтистки Марины Рубинштейн, – столь убедительного героя весьма не хватало, хотя и инструменталисты, и артисты Театра голоса «Ла Гол» и ансамбля InterACTive, безусловно, совершили подвиг, за короткое время выучив, сыграв и спев сложнейший материал.

Открыла показ опера Curiosity (Татьяна Рахманова, Николай Попов, Алексей Смирнов) об одноименном марсоходе, который общается со своими подписчиками в соцсетях; их ведут операторы НАСА, тем временем герои на экране рассуждают о жизни на Марсе – удивительным образом до нее есть дело и студентке из Канзаса, и охраннику из Ростова. Помимо действительно сильной музыки Попова, напоминающей сочинения Фаусто Ромителли, в опере есть самоирония: мы видем экран компьютера, где композитор пишет «Манифест свободной музыки», призывая искусство не гнаться «за актуальностью и модой»; в финале автор отказывается от публикации манифеста и отправляет его другу с комментарием «смотри, че нашел, что скажешь?». Самоиронией отмечена, вероятно, единственная из шести опер, остальные удручающе серьезны.

Удивительнее всего то, что год назад, когда все оперы поставил один режиссер, их совокупность смотрелась разнообразнее, чем теперь, когда постановщиков шестеро. А главное – слушалась: как будто вместо нескольких спектаклей за вечер на этот раз представили один, пусть и с несколькими заметными вершинами. Включив в постановочные группы режиссеров, «КоОПЕРАция» сделала объективно шаг вперед, но по ощущению шагнула назад, отойдя от главной своей цели. Таковая формулировалась как достижение большей открытости между драматургами и композиторами, а теперь и режиссерами, но объединившись, они создали пространство закрытое и герметичное, пути развития которого представить себе пока трудно. Доработанные оперы будут показаны летом на «Архстоянии».

Поделиться:

Наверх