АРХИВ
31.08.2018
Петер Мюллер: «МИР БАРТОКА ПОРАЗИТЕЛЬНО АКТУАЛЕН»
В венгерском Мишкольце в восемнадцатый раз прошел ежегодный оперный фестиваль «Барток плюс» – как всегда, при поддержке потомков и наследников композитора

Идея организовать в небольшом городе важное музыкальное «предприятие» родилась у Петера Мюллера «Съями» – известного венгерского певца, поэта и художественного деятеля. Демократизировать элитарный жанр – сделать оперу доступной – он считает основной задачей фестиваля «Барток плюс» и в этом совпадает с желанием его арт-директора, дирижера Гергию Кешеяка.

Поиск идеальной «оперы для тысяч» определяет фестивальный репертуар. В этом году в афишу, например, включили одну классическую постановку («Любовь к трем апельсинам», Хорватский национальный театр), одну авангардистскую («Земмельвейс», копродукция «Барток плюс» и Будапештского театра оперетты), две рок-оперы («РокДжованни», «Король Иштван») и современную итальянскую оперу-буффа («Соперницы»). Кроме того – камерные концерты, многочисленные оперные и джазовые представления на музейных и открытых городских площадках и даже на холме Аваш.

Нынешний фестиваль был отмечен и некоторыми удивительными явлениями. Одно из них – демонстрация в Национальном театре Мишкольца аргентинского фильма «Женоубийца». Многие задавались вопросом: зачем нужно кино, в котором даже нет музыки Бартока? Оказалось, сюжетными линиями картина перекликается с оперой «Замок герцога Синяя Борода», так что ее появление в фестивальной программе не было случайным, с точки зрения Петера Мюллера. Кстати, в молодости он сам снимал кино (имеет еще и диплом циркового артиста), работал стратегическим директором Будапештской национальной оперы. Не исключено, что его разнообразный опыт и энциклопедические знания во многом и способствуют формированию «Бартока плюс» как фестиваля, объединяющего разные виды и направления искусства.

– Я знаю, что вы придумали этот фестиваль, но почему именно Мишкольц? Как все начиналось?

– В Венгрии не было значительного оперного фестиваля на постоянной основе, а мне очень хотелось сделать что-то большое, важное для своей страны. В 2001 году я работал арт-директором Национального театра Мишкольца. Тогда была не самая благополучная ситуация – молодые люди уезжали в поисках лучшей жизни, работы, город пустел, и именно в этот момент я начал работу над организацией некоего международного оперного фестиваля. Я хотел объединить людей вокруг музыки. Потом пришла идея: «Барток плюс». Наш фестиваль – не единственный в мире фестиваль Бартока: я всегда был уверен и сейчас продолжаю утверждать, что имя всемирно известного венгерского композитора способно объединять.

– Бела Барток оставил море прекрасной музыки, но у него всего одна опера, между тем, его имя носит оперный фестиваль.

– Поэтому-то и «Барток плюс». Каждый год этим «плюсом» был один из важнейших оперных композиторов: Верди, Пуччини, Моцарт, Чайковский... Наша команда поставила целью создать восточноевропейский центр оперной музыки с интересными постановками, с конкурсом молодых композиторов.

В этом году все три музыкально-театральных опуса Бартока прозвучали в одном действе под названием «Три Бартока». Эксперимент в данном случае – не самоцель и не желание режиссера заявить о себе. Просто мир Бартока поразительно современен, актуален. Объединяя два балета («Деревянный принц», «Чудесный мандарин») и оперу «Замок герцога Синяя Борода» в парадоксальную трилогию, постановщик Михаил Знанецки создает фрейдистский контекст эпохи и на свой лад интерпретирует персонажей и сюжеты.

– Меня во время представления не покидало ощущение присутствия на сеансах психоаналитика, открывающего самые мрачные секреты человеческой души. Но разве не вы с маэстро Г. Кешеяком ратовали за то, чтобы современная опера радовала слушателя красотой мелодий и ясностью сюжетов, дарила положительные эмоции?

– Взгляните на эту своеобразную трактовку М. Знанецки с другой стороны: героиня трилогии Юдит, пройдя определенный путь через страхи, переживания, слезы, унижения и разные ужасы, получает бесценный жизненный опыт, которым обязательно воспользуются современные девушки, мечтающие о красивой и беспечной жизни.

– В начале своего пути вы работали репортером на Венгерском радио. Сейчас, являясь главным советником арт-директора фестиваля, курируете фестивальную прессу.

– Нам очень важно, чтобы о нашем фестивале узнали во всем мире обычные любители музыки. Для этого мы приглашаем музыкальных обозревателей крупнейших радиокомпаний, которые доходчиво рассказывают своим слушателям о фестивальных событиях. Что же касается критиков, то у нас в основном это итальянцы. И, между прочим, не все с музыкальным образованием. Но итальянцы – оперные знатоки и знатоки всего, что происходит в мире оперы (во всяком случае, те, кого мы постоянно приглашаем), к тому же, работают очень оперативно.

– Кто помогает вам доводить идею каждого фестиваля до логического завершения?

– Начинала фестиваль команда единомышленников: Арпад Юточа Хедьи (бывший директор Национального театра Мишкольца), дирижер Гергию Кешеяк, работавший в то время музыкальным директором Национального театра Мишкольца (арт-директор фестиваля с 2011 года), оперная певица Эва Мартон и оперный певец Тамаш Батор. Бесценна помощь наших коллег Беаты Фаркаш, Шары Сакач, Ленке Фречко, Даниэля Дьетваи, Богларки Ирланда, Ноэми Марцишак.

Мы в постоянном поиске: анализируем все оперные фестивали, отбираем интересные постановки, ищем сюжеты для собственного производства и спонсоров тоже ищем.

– Чем вам дорог «Барток плюс»?

– О, это мой ребенок! У меня есть свои дети, внуки, но этот, пожалуй, мой самый любимый ребенок. Я очень люблю Мишкольц. Это прекрасный университетский городок с замечательными театральными традициями. Один театр объединяет и драму, и оперу, и балет, он же – площадка для концертов. Театр – не только фестивальный центр, это культурный центр города. Рядом протекает живописная река Шайо. От театра на автобусе можно доехать до замка венгерских королей и до Топольцы – пещерной купальни с термальными источниками. Все словно создано для хорошего отдыха и погружения в оперу. Великолепная фестивальная атмосфера!

На фото: Петер Мюллер Съями. Официальное фото "Bartok Plus Opera Festival"
Национальный театр Мишкольца в дни фестиваля

Поделиться:

Наверх