АРХИВ
31.01.2017
Парад пианистов под занавес года
В Мариинском театре прошел XI Международный фестиваль «Лики современного пианизма»

С каждым годом этот крупнейший в нашей стране пианистический форум увеличивает масштабы и количество участников. На сей раз он собрал более 30 исполнителей самых разных возрастов, выступивших в 25 концертах. Обычно «Лики современного пианизма» проходят дважды в год, однако в 2016-м, в связи с празднованием Года Прокофьева, апрельский фестиваль «растворился» в посвященных 125-летию классика мероприятиях, среди которых был и пианистический марафон с участием Дениса Мацуева, Даниила Трифонова и Сергея Бабаяна.

Концерт-открытие XI фестиваля состоялся 19 декабря на большой сцене нового корпуса Мариинки. Интригой вечера стал дебют Абисала Гергиева, сына маэстро Гергиева, стоявшего за пультом оркестра театра. До-диез-минорный концерт Франсиса Пуленка, не слишком известный российскому слушателю, прозвучал изящно и вдохновенно, романтические мелодии приятно ложились на слух, а поэтичная игра Абисала полностью гармонировала с взволнованным духом музыки.

Ярким и экспрессивным стало на этом же вечере выступление французского пианиста Жана-Батиста Фонлюпа, исполнившего Фортепианный концерт Андре Жоливе. Имя этого композитора почти ничего не говорит обывателю, а между тем в свое время младший современник Пуленка Жоливе считался одним из самых оригинальных и необычных композиторов. Увлекавшийся поиском необычных звучаний и ритмов композитор черпал вдохновение в традиционных музыкальных культурах Африки и Азии, и написанный им в середине XX века Концерт по сей день не утратил свежести и привлекательности. Напористость, маскулинность и азарт в манере Фонлюпа были очень кстати в этом произведении, наполненном упругими ритмами и экзотическими тембрами. Стихия первобытных заклинаний была усилена в оркестре, подвластном Валерию Гергиеву, выступившему в роли главного мага и заклинателя.

На следующий после открытия день в Зале Прокофьева Фонлюп сыграл серьезную программу из сочинений Листа, включившую в том числе малоизвестные у нас религиозные пьесы «Благословение Бога в одиночестве» и «Святой Франциск из Паолы, идущий по волнам». Листовский вечер стал частью мини-цикла фестиваля «Композитор-пианист», в рамках которого монографические программы из сочинений Шопена и Бетховена исполнили, соответственно, Нурон Мукуми и Владимир Милошевич.

Идея сольных монографических концертов была также осуществлена в прошедшем 24 декабря вечере сонат Скрябина силами учеников знаменитого московского педагога Татьяны Зеликман. Это Константин Шамрай, Роман Мартынов, Фредерик д’Ориа-Николя и Александр Кудрявцев. Один из самых известных выпускников класса Зеликман по Гнесинской школе Даниил Трифонов трижды выступил в Концертом зале Мариинки, сыграв и записав вместе с Валерием Гергиевым все фортепианные концерты Рахманинова. Подобный марафон для Трифонова стал серьезным испытанием, с которым он, обладатель Гран-при XIV Конкурса Чайковского достойно справился, хотя пианисту и не всегда удавалось добиться отточенности деталей, равно как и несокрушимого «железного» напора. Зато особенно хорошо Даниилу, лирику по натуре, удавались средние, созерцательные части рахманиновских полотен, когда, казалось, время замирало в чуде каждого мгновения.

Особняком в чреде фестивальных концертов встал клавирабенд Люки Дебарга на сцене Концертного зала Мариинки 20 декабря – пианист повторил сыгранную в Москве (также в декабре) программу из сонат Шуберта и Шимановского и сонат Скарлатти на бис. В Петербурге Шуберт у Дебарга, лирика и философа, получился невероятно поэтичным и неземным, при этом с ясно слышимым французским акцентом. Певучести в шубертовских сонатах Люка добивался за счет мягкого и глубокого туше и одновременно почти импровизационного интонирования, напоминающего свободный стиль французских мелодекламаций. А сложнейшая Вторая соната Шимановского показала, что музыканту по плечу любые сложности, и даже в изощренной полифонической игре финала непрерывно ощущалась логика развития.

Закрытие фестиваля состоялось 30 декабря – снова в Концертном зале Мариинки – и было посвящено жертвам катастрофы Ту-154, произошедшей 25 декабря у берегов Сочи. Lamento Арво Пярта для фортепиано и симфонического оркестра солист Сергей Бабаян изначально хотел посвятить памяти своего педагога Веры Горностаевой, однако это произведение поразительно вошло в резонанс с трагедий над Черным морем, – музыка Пярта как никогда выразила скорбь, ужас, страх, отчаяние, оцепенелую печаль и вместе с тем надежду. Это обращение Валерия Гергиева к пяртовской партитуре стало первым и очень ярким опытом. Дирижер трактовал Lamento как экспрессивное произведение, с мощными подъемами оркестрового тутти и пронзительно хрупкими эпизодами, передающими извечный ход времени, приносящего события, которые человек не в силах предугадать.

После Lamento Второй фортепианный концерт Брамса с Николасом Ангеличем за роялем воспринимался как «блаженство праведных в раю». Оркестр и пианист органично дополняли друг друга, а восхитительные соло оркестрантов (в частности волшебная мелодия у солирующей виолончели в третьей части) достойны отдельного упоминания. Завершившись на светлой ноте, фестиваль еще раз показал, что искусство продолжает оставаться одной из самых мощных сил, способных противостоять ужасам бытия.

Фото Наташи Разиной

На фото Д. Трифонов, В. Гергиев

Поделиться:

Наверх