АРХИВ
10.02.2015
РУССКИЙ ДИККЕНС
На сцену Детского музыкального театра им. Н.И. Сац пришел Оливер Твист

Театр Наталии Сац в этом сезоне празднует полувековой юбилей. В 1965 году Наталья Ильинична создавала уже второй в своей жизни театр для детей (первым был Центральный детский, ныне РАМТ), но на этот раз он был именно музыкальным, к чему Сац тяготела всю жизнь: не зря же еще в 1930-е она ставила оперы в Берлине и Буэнос-Айресе с самим Отто Клемперером!

50 лет знаменовали рождение и успешное развитие совершенно нового направления в оперно-балетном искусстве – музыкального театра, не от случая к случаю, а предметно специализирующегося на спектаклях для детско-юношеской аудитории. Опыт оказался удачным во всех смыслах: появился внушительный репертуар – композиторы с готовностью писали произведения для юных, – появились и многочисленные последователи Сац, создававшие детские музыкальные театры по всему миру.

К юбилею театр пришел хорошо подготовленным: несколько последних сезонов здесь кипит жизнь, массово выпускаются интересные, необычные спектакли. «Междуцарствие», выразившееся в некотором снижении творческой активности коллектива, естественным образом случившееся после смерти Наталии Сац в 1993-м, счастливо окончилось с приходом сюда талантливого режиссера Георгия Исаакяна – театр зажил подлинно новой жизнью.

Его юбилейный сезон богат и разнообразен премьерами. Самая свежая – мюзикл Александра Чайковского по знаменитому роману Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Блистательное произведение английской классической литературы неоднократно становилось источником для кино, мультфильмов и театральных постановок, в том числе и мюзиклов (самый известный принадлежит Лайонелу Барту), но в Москве решили не прокатывать продукцию из бродвейского гардероба (за более чем полвека мюзикл Барта проехал с десяток стран), а создать собственное оригинальное произведение.

Социально-романтический опус Диккенса с его пафосом осуждения манипулирования детьми, их бесправия и общественного равнодушия к их проблемам многослоен и событиен, создать из него ладно скроенную театральную пьесу весьма непросто. Либреттисту Льву Яковлеву, кажется, это не очень удалось – поэтические тексты однозначно удачны, а вот общая драматургия грешит рыхлостью, излишней фрагментарностью, не производит какого-то целостного впечатления, сюжетные линии протянуты не вполне четко, аудитории – тем более, детской – сложно за ними следить и не всегда понятно, почему и что происходит на сцене. Этот недостаток не вполне компенсирован музыкой и постановкой.  Партитура А. Чайковского вызывает искренний восторг: она динамична, контрастна, богата выразительной мелодикой, вокальные номера в ней – что в доброй старой опере: пленительны и ярки. Кажется, именно в мюзиклы из классической оперы эмигрировал мелодизм, навсегда покинув оперу современную, чей удел сегодня – неудобоваримые звукосочетания и обструкционистский звуковой контекст. Тот же Чайковский в своих оперных опусах («Один день Ивана Денисовича», «Альтист Данилов» и др.) как бы стесняется своего дара, оркестр у него оказывается значительно интереснее вокальных партий, а вот в мюзикле, не скованный окриками и косыми взглядами коллег, он дает волю своему таланту мелодиста. Однако, природа мюзикла отлична от оперной (при всей близости) – он более зависим от литературной основы, и если история оперы знает немало примеров, когда слабое либретто с лихвой перекрывалось талантливой музыкой, то в мюзикле этого добиться гораздо сложнее.

Постановка также сама по себе талантлива, но и она не преодолевает драматургической рыхлости произведения. Тем не менее блестяще решены массовые сцены, хорошо прочерчены лирические лейтмотивы (трогательные женские героини Нэнси и Роуз, безусловно, запоминаются), колоссальная работа проведена с детским коллективом, на котором в этом спектакле лежит колоссальная нагрузка, и детки справляются с ней с честью, особенно порадовали танцевальные номера (балетмейстер Ирина Кашуба). Впечатляет сценография Алексея Вотякова, дополненная яркими костюмами Марии Кривцовой: на сцене театра оживают уголки настоящего Лондона с их терракотовой кирпичной кладкой, лестницами и мостиками, изрядно передан дух далекой эпохи раннекапиталистического мира, благообразного с виду, но жестокого по сути, в котором тем не менее есть место доброте, благородству, любви.

Музыкально спектакль получился. Алевтина Иоффе уверенно ведет оркестр, хор и солистов через сложности партитуры, добиваясь выразительности вокала и оркестровой игры. Красивыми голосами радуют Ольга Бутенко (Роуз), Сергей Петрищев (Гарри), Людмила Бодрова (мама Оливера), яркой характерностью поражает Николай Петренко (Феджин). Детский коллектив достойно держит паритет с профессиональной взрослой труппой, среди маленьких артистов особенно запоминается Вера Куликова (Ловкий плут), в то время как Аня Каширина (Оливер) поет неплохо, но актерски несколько бледновата. Качественное звукоусиление (что так важно в мюзикле) ни разу не дает сбоя, говоря о высоком уровне профессионализма Театра Сац.

Фото Елены Лапиной

Поделиться:

Наверх