Калейдоскоп для баяна
Традиционно яркая афиша всероссийского Дня баяна, аккордеона и гармоники в Российской академии музыки им. Гнесиных вновь пригласила любителей и профессионалов на праздник

День баяна, аккордеона и гармоники, инициированный в 2010 году кафедрой баяна и аккордеона под руководством народного артиста России, профессора Фридриха Липса, продолжает утверждаться как часть национального проекта в области культуры. В третью субботу марта в городах и весях нашей страны ежегодно проводятся концерты, конкурсы, фестивали, мастер-классы, объединяющие всех, кому небезразлично и дорого сохранение и развитие народных музыкальных инструментов, некогда считавшихся «бытовыми», а в последние более полувека признанных концертными и классическими. Их называют маленькими оркестрами с редкой способностью имитации различных тембров, с большими художественными возможностями исполнения широкого репертуара – от народных песен до шедевров мировой классики. Успехи их развития и продвижения в музыкальной культуре весьма заметны как в России, так и за рубежом. Принимая участие в международных конкурсах и фестивалях, российские исполнители на баяне и аккордеоне успешно конкурируют, побеждают, становятся лауреатами. Неслучайно в афише праздника среди исполнителей так много лауреатов, а баянное движение продолжает соперничать с массой современных музыкальных явлений, привлекая новых исполнителей и слушателей.

…Первыми на сцену концертного зала РАМ вышли самые маленькие: сестрицы семейного трио «Аккорд» Снежана, Милана и Стешана Колмогорцевы. Зазвучали «Менуэт и шутка» из Оркестровой сюиты №2 си минор И.С. Баха. Еще не в полной мере сознавая величие композитора, юные музыканты уверенно и достойно представили его сочинение. С «Итальянской полькой» Сергея Рахманинова и шутливой «Печатной машинкой» Лероя Андерсона исполнители «расправились» не менее деловито и, не оставив ни одной фальшивой ноты, удалились под доброжелательные аплодисменты.

Затем на сцене появился Константин Козырев, учащийся московской ДШИ «Надежда». Русской народной песней «Как у наших у ворот» в обработке Анатолия Суркова юный баянист напомнил об аутентичной природе баяна с готовым аккомпанементом. А вот в трехчастной Сонатине «Франческа» Вячеслава Семенова он использовал выборную систему, которая не так давно изменила конструктивную систему баяна, усложнила технику игры, тем самым увеличила технические возможности для исполнения переложений классических сочинений (в оригинале – для клавесина, фортепиано, органа, скрипки и т.д.). Это убедительно демонстрировали последующие участники концерта, в том числе и мэтры баянной школы.

Лауреат международного, всесоюзного, всероссийского конкурсов, народный артист России, профессор Уральской государственной консерватории Виктор Романько в присущей ему динамичной, харизматичной манере интерпретировал «Три прелюдии» Джорджа Гершвина: блюзовую, колыбельную и испанскую, вызвав восхищение зрителей темпераментом и поистине оркестровым звучанием инструмента. Без опасений за свой статус профессор показал также и блистательные «клубно-эстрадные» импровизации онлайн на заданные темы. Темы песен «Смуглянка», «Московские окна», «Во поле береза стояла» варьируя, перестраиваясь, перемежаясь, возбудили зал и потребовали продолжения на бис.

Известно, что баян, аккордеон обладают не только сольными, но и ансамблевыми и оркестровыми функциями. «Гнесин-форум» – ансамбль солистов, созданный Михаилом Бурлаковым: педагогом, ярким представителем плеяды выпускников РАМ им. Гнесиных. Под его руководством ансамбль исполняет самый разнообразный репертуар, где многоликий баян наряду с виолончелью, флейтой, скрипкой и другими инструментами выступает то в роли средневекового клавесина, то космического органа из будущего, создавая и медитативные образы, и реалии современного мира. В праздничном калейдоскопе концерта «Гнесин-форум» исполнил сочинения, хронологически разделенные почти столетием. Одно – произведение маримбофониста и композитора Льва Слепнера «Размышление», другие – три номера из опериты «Мария в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы.

Как у Пяццоллы, так и у Слепнера – изящная, яркая, мелодичная музыка. В «Размышлении» хоровод звуков, как текущая река, переливаясь от маримбофона к баяну, от флейты к альт-саксофону и туттийному многоголосию, гипнотически завораживал, увлекал в нереальность. В оперите, как охарактеризовали свое странноватое сочинение Пьяццолла и автор текста Орасло Феррер, все-таки больше оперы, чем мюзикла или оперетты, а «Гнесин-форум» в своем прочтении обошелся без участия вокалистов, занимательно реализуя материал инструментальными средствами. Характерно, что в каждом из номеров в той или иной степени присутствует поразительное сочетание чувственной тоски и «ритмов сердца» танго-нуэво знаменитого композитора.

В честь юбилея ветерана кафедры баяна и аккордеона, заслуженного деятеля искусств РФ и Башкортостана, профессора Вячеслава Белякова выступали молодые лауреаты всероссийских и международных конкурсов 2018 года, подтвердив, что баянная школа не оскудевает талантливыми исполнителями. Блистательные сонаты Доменико Скарлатти исполняли Алексей Панкратов, Юлий Мистюков, Владимир Ступников. Сонаты, написанные для клавишных инструментов в XVIII веке, в XXI веке оказались актуальны и заняли нишу в репертуаре баянистов, влияя и на баянную исполнительскую школу. Кроме сонаты, каждый из названных музыкантов исполнял оригинальные пьесы: Панкратов – буйно-бурное Рондо-каприччиозо Владислава Золотарева, Ступников – брутальный финал Сонаты № 6 Анатолия Кусякова. Юлий Мистюков (аккордеон) технично и выразительно представил в транскрипции для баяна симфоническое сочинение австрийского композитора Йозефа Хельмебергера-младшего «Танец дьявола». Артистичность другого исполнителя Рафаэля Сапукова в «Кармен-вариациях» Бизе – Горовица вызвала также живой интерес публики.

В концерте солировали еще два интересных музыканта – Олжас Нурланов и Арслан Алиев, а завершали его Илона Савина (аккордеон) и Никита Украинский (баян) праздничным, нарядным «Балкан-танго» Дражана Косорича, как бы оптимистично напутствуя: «…улыбайся миру, и однажды он улыбнется тебе».

Фото автора

Фотоальбом
Юлий Мистюков Чествование профессора Белякова Семейное трио Аккорд Рафаэль Сапуков Илона Савина и Никита Украинский Гнесин-форум Виктор Романько

Поделиться:

Наверх