ХОРОВОЕ ИСКУССТВО МОНАСТЫРСКОЙ ОБИТЕЛИ


«Какой бы ни был храм на Руси, в нем обязательно есть хор». А если храм – носитель многовековых традиций, то все они, так или иначе, найдут отражение в музыкальном воплощении обители. Новоспасский монастырь – младший ровесник Москвы, но особое значение он приобрел с восшествием на царский престол династии Романовых, чья фамильная усыпальница находится в стенах обители. Поэтому неудивительно, что практически одновременно с катастрофой, постигшей семью последнего русского императора, монастырь был закрыт – но возродился спустя семьдесят с лишним лет, чтобы и дальше свидетельствовать о великих событиях.

''Музыкальные традиции старинной обители''  

Хор Новоспасского монастыря недавно отпраздновал 25-летний юбилей, а самой традиции хорового пения в обители уже больше 700 лет, и поэтому ответственность, лежащая на музыкантах, очень велика. К счастью, «голосом» обители мужской коллектив может называться по праву, по-прежнему оставаясь своеобразной «визитной карточкой» одного из старейших монастырей Москвы. А наиболее ценно то, что музыкантам удается сочетать высокое мастерство профессионального светского хора – и строгую духовность, необходимую для монашеских служб

По сути, именно это сочетание и определяет всю творческую жизнь коллектива. Концерты на крупнейших московских площадках, торжественные богослужения в соборах Московского Кремля, международные конкурсы и гастроли по всему миру – и практически ежедневные службы в родной обители. Запись компакт-дисков с духовными песнопениями – и возрождение школы церковного пения для мальчиков. Наконец, репертуар хора представляет собой особый «сплав» из древних песнопений, духовной музыки современных авторов, народных песен разных стран и многого другого. Все это хор под управлением маэстро Станислава Попова представил в своей новой программе «Музыкальные традиции старинной обители», которая была исполнена в Московском международном Доме музыки 12 декабря 2018 года.

 

Концерт в Доме музыки 12 декабря 2018 г.

Сам жанр концерта получился довольно необычным и изобретательным: возник своеобразный синтез музыки и истории. Музыковед Елена Зайцева подробно рассказывала об истории Новоспасского монастыря с XIII века и до наших дней, а звучавшие песнопения становились живыми иллюстрациями. Но, пожалуй, это тот случай, когда идея оказалась немного ярче, чем ее воплощение: зачастую хотелось более живого повествования, не столь перегруженного датами и подробностями. Кроме того, текст, произносимый во время звучания древних распевов, едва ли основательно был усвоен публикой – подобная музыка слишком значима для того, чтобы просто быть фоном. 

Два отделения концерта стали двумя частями рассказа о монастыре – о его древней истории и о современности; так же была построена и музыкальная программа. В начале вечера были исполнены лаконичные и несколько суровые песнопения знаменного и путевого распевов – та музыка, с которой, по сути, начиналось отечественное хоровое искусство. Очень тонко и искусно, будто филигранно, прозвучал напев «Блажен муж» – образец раннего партесного пения. А концерт «Скажи ми, Господи» – классика отечественной хоровой музыки Дмитрия Бортнянского, увы, спет не столь выразительно – без той ясности и отточенности, которая необходима для музыки эпохи Моцарта.

Праздничный мужской хор Новоспасского монастыря.

Зато превосходно в исполнении Новоспасского хора прозвучали совсем другие, противоположные по духу жанры. Марш Преображенского полка и последовавшие за ними песни «Гренадер» Владимира Лебедева и «Донцы-молодцы» в обработке Алексея Ларина – настоящая мужская музыка, строгая, но задорная и немного «залихватская». А завершила первое отделение песня Владимира Волкова «Монастырь», в которой замечательно солировал бас Константин Бойко – без преувеличения выдающийся голос, богатый и насыщенный.

В целом, солисты оказались одной из самых сильных сторон хора Новоспасского монастыря. Во втором отделении себя показали сразу три тенора: Алексей Пятецкий, Алексей Гусак и Тарас Тарасов – совсем разные, но одинаково звучные тембры, отлично подобранные для соло в разнохарактерной музыке. Видимо, именно поэтому жанру песни с сольным запевом отведено такое место в репертуаре хора.

Станислав Попов - художественный руководитель и регент.

Еще одной важной частью концерта стала, конечно, хоровая музыка композиторов ХХ века. Произведения Александра Гречанинова, Николая Голованова, Александра Кастальского, Сергея Трубачева украсили программу и показали мастерство хористов с новой стороны. Концерт Гречанинова «К Богородице прилежно» и Кондак святителю Николаю Голованова – своеобразная лирическая кульминация концерта, исполненная предельно бережно и достойно. Удивительно, что, имея в своем репертуаре массу громких имен (таких, как Чайковский, Рахманинов), хор уделяет большое внимание исполнению музыки довольно редкой, но от этого не менее прекрасной. Вероятно, это и ценят слушатели – твердое следование традициям и отсутствие уступок в угоду публике.

В завершение концерта прозвучал целый ряд народных песен разных стран в авторских обработках (сотрудничество с современными композиторами – еще одна важная часть творческого процесса хора). Финские, греческие, болгарские, словенские песни в программе появились не случайно – это свидетельство тому, что конкурсы в разных странах не только приносят известность хору, но и существенно обогащают репертуар; а к древнерусским традициям, которые бережно сохраняет хор, добавляются традиции хорового пения разных народов. Из каждой поездки коллектив привозит новые произведения, а, учитывая то, что география поездок довольно велика (от Китая до Норвегии), в дальнейшем можно ожидать самых экзотических сочинений.

Хор Новоспасского монастыря на сцене Камерного зала ММДМ.

Художественный руководитель и регент хора Станислав Попов в одном из интервью назвал деятельность хора миссионерством – ведь, однажды побывав на концерте духовной музыки, зритель непременно придет в храм, чтобы услышать церковное пение снова. А один из солистов хора сказал, что пение в монастырском хоре – это работа для Бога. Судя по всему, в этом и состоит секрет особенного звучания мужского хора Новоспасского монастыря – в том, что свое искусство музыканты посвящают одновременно Богу и людям. И, без сомнения, в этом им помогает особый дух, сохранившийся в стенах перворазрядного московского монастыря – живом очевидце русской истории

Поделиться:

Наверх