Духовной жаждою томим
В Москве проходит II Международный великопостный хоровой фестиваль. Его художественные руководители – ректор Московской консерватории Александр Соколов, митрополит Волоколамский Иларион и хоровой дирижер Лев Конторович.

В программе нынешнего года – полдюжины больших хоровых концертов, объединивших исполнителей из Москвы, Петербурга и Калуги, Московской и Тульской областей, Казахстана. Выступления проходят в Большом и Рахманиновском залах консерватории, а также в храмах. Кроме того, частью фестиваля стала международная научно-практическая конференция «Владимир Федорович Одоевский и развитие церковно-певческой практики в России» с участием исследователей церковного пения из России, Беларуси, Молдовы и Франции.

Концерты фестиваля с убедительностью доказывают, насколько разнообразна русская духовная музыка, каким поистине неисчерпаемым богатством мы владеем. Помимо популярных хоровых сочинений – например, Рахманинова или Чеснокова – уже прозвучало и еще прозвучит огромное количество произведений композиторов прошлого, среди которых немало и великих, но, увы, исполняющихся крайне редко: их имена, по сути, неизвестны. Во всем этом множестве наряду с малоудачными или, напротив, хорошими сочинениями есть и подлинные жемчужины, незаслуженно преданные забвению. Но отрадно, что хоровая культура продолжает жить не только в исполнительстве, а и в композиции, что продолжает создаваться православная музыка, часто талантливо написанная. И ее тоже немало на Великопостном фестивале.

Концерт 3 апреля в Большом зале консерватории объединил шесть хоров, разных по всем характеристикам: возрастным, количественным, эстетическим и другим, что сообщило событию внутреннее разнообразие. Два детских коллектива, два учебных юношеских, один церковный и один государственный академический представили широкую палитру русского хорового исполнительства.

 

Открыл концерт детский хор «Пионерия» им. Г.А. Струве, возглавляемый ныне Еленой Веремеенко. Один из первых и ведущих некогда советских детских хоровых коллективов после ухода своего основателя переживал сложные времена, был момент, когда казалось, что с этими сложностями коллектив не справится. Однако выступление в БЗК продемонстрировало, что сегодня форма хора весьма достойная. Звучание характеризуется хорошим строем, впечатляющей динамикой, благородными пиано. Несколько простоватый звук и едва заметные, но периодически возникающие проблемы у сопрано на крайних верхах в известной мере искупаются пением выразительным и сердечным, заинтересованным. Порадовал коллектив и репертуаром – особенное впечатление произвели великолепные современные сочинения – «Отче наш» Шнитке, сочинения Денисовой и С. Плешака.

Хор «Весна» им. А.С. Пономарева – сегодня лидер хорового пения России среди детских коллективов, получивший широкое признание в мире. Свой статус «Весна» подтвердила и на концерте: ясный и тембрально богатый звук, преимущественно нежные и светлые краски исключительно подходили избранным произведениям русской классической литературы – сочинениям Бортнянского, Кастальского, Чеснокова, Рахманинова. Возвышенное звучание, мягкий в своей основе звук, безупречная фразировка, идеальный строй и прекрасный баланс между партиями – все это в совокупности давало картину умиротворения, для описания которой наилучший эпитет – ангельское пение. Неоспоримая музыкальность исполнения, очевидное проникновение в существо музыки делают это прочтение необычайно зрелым и глубоким при всей свежести и первозданности, которую естественно способны подарить детские голоса. Великолепная форма, в которой находится коллектив – заслуга его нынешнего художественного руководителя Надежды Авериной, продолжающей дело Александра Пономарева.

Ярким, сочным, монолитным звучанием отличился церковный коллектив – праздничный хор храма преп. Сергия Радонежского (регент – Варвара Волкова). В своем выступлении хор сосредоточился в основном на классических сочинениях (Бортнянский, Чесноков, Трубачев и др.), но особенно выразительно прозвучал концерт Архангельского «Помышляю день страшный» – как музыкально-драматическая фреска апокалиптического размаха. Столь же целостное и драматически убедительное впечатление произвел и концерт Дегтярева «Скажи мне, Господи, кончину мою», исполненный прославленным Камерным хором Московской консерватории под управлением Александра Соловьева.

 

Великолепное мастерство, мощь и фактурность звучания продемонстрировал юбиляр этого сезона (коллективу исполнилось сто лет!) Хоровая капелла им. Юрлова под управлением Геннадия Дмитряка. Юрловцы исполнили фрагменты из двух своих коронных циклов – музыки к драме «Царь Федор Иоаннович» Свиридова и «Всенощного бдения» Рахманинова, сумев создать в концертном зале атмосферу храма.

Настоящим откровением стало выступление женского хора Петербургского музыкального училища им. Римского-Корсакова под управлением Сергея Екимова. Коллектив исполнял исключительно современные сочинения (Ю. Фалика, С. Екимова и др.), но каждое из них глубоко связано с классическими традициями русской церковной музыки при всем новаторстве музыкального языка, они очень органичны и хорошо воспринимаются публикой. Идеальный строй, четкость дикции, свежесть голосов отличают петербургский коллектив, а еще какое-то совершенно неописуемое обаяние, сочетающее строгость, академизм и непосредственность, артистизм.

Поделиться:

Наверх