НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ДУЭТ И ДЖАЗ ПО-ПЛЕТНЕВСКИ
Праздничный концерт в «Зарядье» за несколько часов до боя кремлевских курантов был именно таким, какого и ожидаешь в подобном месте в подобное время

Новогодние концерты проводятся во всех столичных залах, в иных даже не по одному разу. В каких-то обыгрывается соответствующая тематика и елочная атрибутика, задействуются всевозможные Деды Морозы, Снегурочки и Щелкунчики, другие считаются новогодними лишь потому, что проходят 31 декабря или в прилегающие к этой дате числа. Но везде по умолчанию подразумевается, что программа должна быть достаточно легкой, «шампанистой».

В «Зарядье» ее составили из того, что именуется популярной классикой, однако совсем уж заезженных номеров оказалось на удивление мало. Встречались даже относительные раритеты. Тех, кто всем прочим новогодним программам решил предпочесть эту, побуждали, во-первых, имена Альбины Шагимуратовой и Михаила Плетнева вкупе с участием Российского национального оркестра, а во-вторых, возможность познакомиться с новым концертным залом, где многие еще не бывали.

 

Вряд ли кто-то пожалел о своем выборе, хотя одно разочарование все же случилось. Потому что надеждам услышать Шагимуратову с Плетневым вместе, а не по отдельности, не суждено было сбыться. Да и выступления их длились меньше, чем хотелось бы.

Альбина Шагимуратова явила различные грани своего дарования, спев четыре номера, – парадоксальным образом, исключив те, в которых снискала мировую славу: номеров из опер романтического бельканто, а также Верди и Моцарта не было. Прозвучали вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта», ария Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини, вальс Ядвиги из оперетты Оффенбаха «Робинзон Крузо» и песня «Эстрельита» М. Понсе. Все было исполнено с присущими певице мастерством и стилистической компетентностью. В «Эстрельите» она, помимо прочего, продемонстрировала еще и неплохой испанский, что редко встречается у российских вокалистов.

 

За пультом РНО стоял американский маэстро Джозеф Олиферович (многим знакомый по сентябрьскому исполнению бернстайновского «Кандида» в КЗЧ): для такого рода концертов это удачный выбор. Олиферович немало работает в опере, но имя ему сделали, главным образом, оперетты и мюзиклы, так что сочинения классиков «легкого жанра» – И. Штрауса, Дунаевского, Бернстайна, Андерсона и Цфасмана – нашли в нем отличного интерпретатора. Да и «Венгерские танцы» Брамса прозвучали вполне себе с драйвом и без каких-либо вкусовых издержек. Присущий Олиферовичу элемент эксцентрики – недаром его иногда называют «танцующим маэстро» – оказался в этой программе весьма уместным. В какой-то момент даже подумалось, что ему бы очень пошла дедморозовская «форма»...

Зато в колпаках-дедморозках незадолго до финала появились… рабочие сцены, вышедшие поставить, а затем убрать дополнительные пульты для духового ансамбля и выкатить рояль для хедлайнера – Михаила Плетнева. Плетнев завершил программу, представ в таком качестве, в каком его мало кто знает: джазовым пианистом. Подобное не удивило бы, будь речь о Денисе Мацуеве, но Плетнев? А он и здесь остался самим собой, сыграв «Лирическую сюиту» Александра Цфасмана с таким изяществом, словно это был Скарлатти или Гайдн. Драйв, конечно, тоже присутствовал, но по-плетневски сдержанный. Кстати, у Плетнева имеется и «Джаз-сюита» собственного сочинения, написанная к 20-летию РНО, так что его вряд ли можно назвать неофитом в этой сфере.

 

Многое в программе концерта балансировало между крупной и камерной формой. И в данном случае это не просчет, но специфика Большого зала «Зарядья», спроектированного так, что исполнители находятся в центре, а публика окружает их со всех сторон. Степень «прямого контакта» с музыкантами возрастает весьма значительно, хотя и не для всех слушателей в равной мере. Например, ситуация выглядит несколько иначе для тех, кто сидит на балконе, а на концертах с участием вокалистов – еще и для тех, кто располагается позади сцены, когда приходится видеть артиста исключительно со спины и слышать его намного хуже остальных (правда, на новогоднем концерте эти места оставались пустыми). В целом же зал производит хорошее впечатление, а его возможностям еще предстоит раскрыться в полной мере. 

 

Фото предоставлены пресс-службой Российского национального оркестра (РНО). Автор - Ирина Шымчак

Поделиться:

Наверх