События
02.12.2019
«Музыка камня»
В московской галерее «Нико» состоялся концерт солистки Армянского академического театра оперы и балета им. А. А. Спендиарова Варсеник Аванян. Вместе с пианисткой Кариной Погосбековой певица исполнила произведения Комитаса, М. Екмаляна, Э. Багдасаряна, А. Тертеряна, Э. Абрамяна.

Варсеник, как вы пришли к музыке? Возможно, ваши родители музыканты?

Нет, мои родители не музыканты, но фольклор и классическая музыка всегда звучали у нас дома. Мой дедушка очень хорошо пел армянские народные песни. Недавно я нашла одну них на youtube в исполнении Павла Герасимовича Лисициана, выучила слова и сама пою ее в концертах, соло.

Все дети в нашей семье, и я, и два моих брата, учились в музыкальной школе. Один брат был скрипачом, другой ходил на уроки фортепиано. Фортепиано занималась и я. Пела в хоре, часто солировала. Помню, у нас в школе поставили маленькую детскую оперу… Вообще я много пела и дома, и где только возможно. Но намерений стать профессиональным музыкантом тогда не было. Оперные певцы казались мне какими-то сверхъестественными людьми. Мы с родителями решили, что я буду врачом. Я собиралась поступать в медицинский вуз, занималась химией, и биологией и т.д.

Мой родственник оперный певец Ара Аванян предложил мне прослушаться у профессора Ереванской консерватории Сергея Даниеляна — народного артиста Армении, певца, который долгие годы был солистом Ереванского театра оперы и балета. В Бакинском музыкальном училище он учился у того же преподавателя, что и Муслим Магомаев. Обладатель красивого драматического тенора, он был очень известен исполнением партии Радамеса в опере «Аида» (спел ее около 300 раз). Ярчайшими его партиями были также Отелло и Герман. Сергей Петрович сказал, что мне стоит заниматься пением, что у меня есть данные, и в тот же год я поступила в консерваторию. В жизни сразу все изменилось. Через несколько месяцев я уже участвовала в концерте. Мне повезло с профессором. Сергей Петрович мне очень много дал. Самое главное: внушил любовь к делу.

Мы начали со старинной музыки: Монтеверди, Гендель, Бах, Глюк. Голос стал развиваться быстро, и скоро мы перешли на романтический репертуар. На втором-третьем курсах я учила арии, потом мы стали делать целые оперные партии для центрального меццо-сопрано. К окончанию консерватории я знала несколько от начала до конца, в том числе Амнерис, Кармен. На пятом курсе я уже была стажером в оперном театре, где мне доверили партию Полины в «Пиковой даме». Поскольку многие из этих опер Сергей Петрович пел, а их музыку знал наизусть, работать с ним над партиями было очень интересно.

Вы ведь учились и в аспирантуре Московской консерватории?

Да, в 2002 году я довольно легко поступила, около четырех лет жила в Москве, училась, много концертировала. Познакомилась с Зарой Долухановой, брала у нее уроки, ходила к ней домой. Мы готовили арии (Кащеевну и Эболи), кое-что из камерного репертуара (например, романс Рахманинова «В молчаньи ночи тайной»). Много работали над филировкой, и это получалось. Помню, я принесла Заре Александровне песню Комитаса, которая называется «Абрикосовое дерево». С какой досадой она говорила: «Как жаль, что раньше не знала эту музыку…»

Насколько часто музыка Комитаса звучит сейчас в Армении?

Музыку Комитаса исполняют в Ереване часто. Особенно в этом году, когда празднуется 150-летие со дня его рождения. Композиторы используют его мелодии, меняя аккомпанемент, делая аранжировки для оркестра, разных камерных ансамблей. Я решилась на эксперимент: в декабре буду петь Комитаса под аккомпанемент духового квартета, контрабаса и фортепиано.

До вашего концерта я почти не знала музыку Комитаса, она стала для меня настоящим открытием: в ней есть и естественная красота, и тонкость…

Эта тонкость от ее духовности. Духовная музыка звучит интимно, ее невозможно исполнить с криком, с надрывом. Комитас был глубоко духовным человеком, он был черным монахом, учился в семинарии, позднее получил музыкальное образование в Берлине. Он посвятил два десятилетия изучению армянской духовной музыки, расшифровывал древние армянские невмы («хазы»), осуществил многоголосные обработки средневековых монодических церковных распевов. Во время службы в армянских церквях по всему миру исполняются литургии двух композиторов: Макара Екмаляна (учителя Комитаса, одного из величайших армянских композиторов) и самого Комитаса. Литургия Екмаляна — для смешанного хора, Комитаса — для мужского хора. Они очень разные. Но одна красивее другой. В основе обоих литургий — монодия, средневековые духовные мелодии.

Наибольшую часть вашей программы составили песни Комитаса, точнее, наверное, его обработки народных песен?

Да. Комитас собирал армянские, турецкие, курдские песни, записывал их, изучал, стремился, обрабатывая армянскую музыку, снять всякие инородные наслоения. Благодаря Комитасу мы имеем наичистейшую армянскую музыку. Кстати, он говорил, что духовная музыка и фольклор — это брат и сестра, их нельзя отделять друг от друга.

Судя по разнообразию музыки Комитаса, исполненной вами в концерте, и по вашим комментариям, звучавшим в нем, ваш интерес к ней глубже, чем бывает у обычного исполнителя-вокалиста.

Это мои корни, моя сущность. Я думаю, те люди, которые внесли вклад в культуру, сделали для страны больше, чем те, которые завоевывали другие страны. Был царь Тигран II Великий, который присоединил к Армении огромные земли на Кавказе и в Малой Азии. Как говорят у нас, Армения была «от моря до моря». Сейчас мы этого не имеем, остался маленький клочок земли. То достояние, которое нам оставил Комитас — непреходяще, оно вечно. В Ереване есть Музей-институт Комитаса, там можно получить много информации о нем, его ноты, фотографии, рукописи. Сохранились записи того, как он сам поет и песни, и духовные мелодии.

Я обратила внимание на вашу манеру исполнения этой музыки, в какой-то мере отличную от привычного академического пения.

Конечно, эту музыку нужно исполнять более деликатно. Без излишней эмоциональности или даже агрессивности, которая есть в оперных ариях. В этой музыке ничего специально «озвучивать» не нужно. Просто нужно доносить смысл слов. Исходя из текста, из мелодии, голос сам по себе начинает звучать по-иному. Хотя народному исполнителю все равно было бы не просто это спеть. Поэтому музыку Комитаса поют, в основном, академические певцы.

Интересно было бы уточнить, что такое простое, «естественное» звучание голоса. Мне кажется, нижний регистр вашего голоса звучит насыщенно, глубоко. А верхние звуки –– несколько облегченно.

Да, они не похожи на высокие ноты Хабанеры или арии Эболи. Здесь эмоциональное наполнение совершенно другое, более лирическое. Если даже речь идет о страданиях, тон их выражения абсолютно другой. Верхние ноты должны звучать округло, но часто можно спеть их легче, проще, так сказать, фальцетным звучанием.

На меня произвел впечатление стиль обработок Комитаса для голоса с фортепиано. Фактически это вокальная монодия, тонко (наподобие вуали), в духе импрессионистов, «подсвеченная» партией фортепиано. В исполнении Карины это было замечательно услышано…

Вы правы. Комитас дает мелодиям такой аккомпанемент, при котором мелодия не теряет свою значимость, ценность. В этой музыке очень много элегантности. Она не стареет со временем, она всегда новая.

Песни Комитаса звучат на армянском языке – о чем они? Какие вам наиболее близки?

У Комитаса есть две песни о журавле. Обе глубоко трагические. Это песни об одиночестве, о тоске людей, оказавшихся вдали от родины: обращения к журавлю, который летит в сторону родины, передать привет родителям, любимому. В этих песнях много боли. Есть у Комитаса и любовная лирика, песни бытового, шуточного плана. Одна из них, которая была в концерте, называется «Я не могу танцевать». Она о молодой жене, которая хочет танцевать, но не может: у нее болит животик, натерла ножки (туфельки старые), она хочет танцевать, но свекровь будет ворчать. Это грубый перевод, но текст такого плана.

Во втором отделении были произведения композиторов второй половины ХХ века Авета Тертеряна, Эдуарда Абрамяна и фортепианные прелюдии Эдуарда Багдасаряна в исполнении Карины Погосбековой. Из них самой необычной показалась вокальная музыка Тертеряна, который известен, прежде всего, как симфонист, и эта музыка совсем не похожа на его симфонии.

Да, я хотела показать развитие армянской композиторской школы. Если показать романсы Тертеряна человеку, знакомому только с его симфониями, то он не поверит, что это Тертерян. То, что я пела, — его романсы студенческих лет (один из них — «Соловей и роза» на стихи Пушкина — на русском языке). Они прекрасны. В одном из них («Подожди, я приду» на слова Ованеса Шираза) моментами можно почувствовать и зрелый стиль Тертеряна. Я поняла это во время исполнения, хотя сначала эти романсы мне казались, скорее, традиционно европейскими.

Ваш с Кариной концерт «Музыка камня» в галерее художника и скульптора Николая Никогосяна был частью вашего концертного турне?

Мы выступили с той же программой в Петербурге, а из Москвы я уехала в Литву, где спела ту же программу в Клайпеде и Вильнюсе (там была другая пианистка – Нара Степанян). Концерт во францисканской церкви Клайпеды мне помогла организовать армянская община. Там немного армян, но это очень интеллигентные и сплоченные люди — врачи, музыканты, писатели, преподаватели... Я была в восторге от них. А концерт в Вильнюсе прошел под патронатом посла Армении в странах Прибалтики Тиграна Мкртчяна.

И все же галерея «Нико» в Москве — место, в котором армянская музыка звучала по-особенному. Вокруг нас было несколько скульптур, изображавших Комитаса, и его портрет. Справа от меня была скульптура поэта Аветика Исаакяна, стихи которого звучали в романсах Абрамяна и Тертеряна. Я думала: как много у меня слушателей, которые, наверное, радуются тому, что мы сейчас исполняем их музыку и стихи. Помимо зрителей, они тоже присутствуют…

Поделиться:

Наверх