Премия
03.04.2020
«Дива» - дивная, «Каста» - чудная!
В Международный день театра российская оперная премия «Каста дива» назвала лауреатов за 2019 год

В истории премии, учрежденной в 1996-м, были перерывы, когда она не присуждалась вовсе или не во всех номинациях, но в последнее время «Каста дива» очень активна – ежегодно не только объявляет победителей, но и проводит тожественную церемонию, совмещенную с гала-концертом. Последнее обычно случается осенью. Будем надеяться, что карантинные страсти улягутся и очередное торжество состоится.

Список этого года кажется сбалансированным; в нем меньше, чем прежде, вкусовщины, но совсем без нее не обошлось. Вот некоторые маркеры, которые являются привычными атрибутами судейства.

Прежде всего, это приоритет современной музыки перед классическим наследием. Львиную долю в репертуаре театров по всему миру занимают оперы XIX века. Их теснят барочные оперы, хотя и не радикально, но уж вес опер, сочиненных после середины прошлого века, а тем более новинок по-прежнему ничтожен. Тем не менее из океана премьер эксперты «Каста дивы» почти всегда выбирают именно такие сочинения.

На сей раз «событием года» провозглашена поставленная в Екатеринбурге опера Петера Этвёша «Три сестры». «Спектаклем года – оригинальной постановкой» признали «Поругание Лукреции» (опера Бриттена в «Новой опере»). «Спектаклем года – совместной постановкой» определили «Похождения повесы» Стравинского (МАМТ). Улыбку (и некоторые вопросы этического порядка к жюри) вызывает присутствие среди победителей «Поругания Лукреции»: режиссер спектакля Екатерина Одегова – супруга Михаила Мугинштейна, создателя премии «Каста дива», а драматургом постановки выступил он сам (справедливости ради стоит отметить, что спектакль весьма удачен).

Единственный композитор-классик, прорвавшийся в лауреаты, – Римский-Корсаков. Но тут случай особый: победителем в номинации «европейское событие» стала «Сказка о царе Салтане» – брюссельская постановка Дмитрия Чернякова, вечного фетиша жюри премии. Хотя, конечно, могут быть и сюрпризы: второй вечный фетиш – маэстро Теодор Курентзис в этом году парадоксально обойден вниманием.

Завершая тему неперсональных номинаций, упомяну о последней из них: «специальной премии жюри – мировой премьере оперы современного российского композитора». Здесь победителем оказался «Влюбленный дьявол» Александра Вустина – опера, увидевшая свет рампы через сорок лет после написания. Отрадно, что премия отметила видного композитора. Жаль только, что стоящее произведение не является продуктом нашего времени, а пришло еще из советского далека. Но вины «Каста дивы» в том, конечно, нет.

В персональных номинациях есть и бесспорные победители, и артисты, вызвавшие, как минимум, недоумение. К последним относятся стабильно поющая на многих важных мировых сценах, но также стабильно неинтересная ни вокально, ни актерски Екатерина Губанова («певица года») и основательно подзабытая немецкая звезда Марлиз Петерсен («лучшая зарубежная певица»). Зато никаких возражений не вызывают британский баритон Кристофер Мальтман («лучший зарубежный певец») и в особенности замечательные мариинские певцы – бас-баритон Евгений Никитин («певец года») и сопрано Елена Стихина (номинация «взлет»): первый своими глубокими, впечатляющими трактовками, вторая – яркостью голоса и харизматичностью на сцене. Российские певцы отмечены почти только за международные успехи, в чем также явственны предпочтения жюри: реалий российской оперной жизни оно практически не видит и не считает достойными поощрения.

Номинации «дама оперы» и «кавалер оперы» на сей раз остались, к сожалению, вакантными (как, впрочем, и в прошлом году), хотя с трудом можно согласиться с тем, что на отечественном оперном небосклоне нет достойных исполнителей, чья многолетняя карьера является образцом настоящего служения великому жанру.

Фотоальбом

Поделиться:

Наверх