Top.Mail.Ru
Итальянская школа пения сегодня
На родине Дж. Россини в итальянском городе Пезаро ежегодно проходит международный музыкальный конкурс «Città di Pesaro». В конкурсе принимают участие музыканты и певцы из разных стран: многие из них учатся у итальянских мастеров в консерватории и академии. Поучаствовать в конкурсе и занять 3 место посчастливилось преподавателю вокала ДШИ №27 города Новосибирска Юлии Анатольевне Аксёненко. В данной статье Юлия Анатольевна делится впечатлениями от незабываемой поездки

В Пезаро с именем великого итальянского композитора связано буквально все, кажется, даже воздух «пропитан» звуками его вдохновенных мелодий. В городе находится консерватория имени Дж. Россини (среди ее выпускников - знаменитая оперная певица Рената Тибальди). Консерватория поражает красотой своего внутреннего убранства, восхитительны её залы: концертный, мраморный, хранилище партитур, храм Россини, посреди которого стоит арфа!

Конкурс проходил в малом зале оперного театра: все участники продемонстрировали высочайший уровень вокальной подготовки. Исполнялись самые сложные арии из мирового оперного репертуара: каватина Розины из оперы Россини «Севильский цирюльник», вальс Джульетты из оперы Гуно «Ромео и Джульетта», ария Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта», ария Фьордилиджи из оперы Моцарта «Так поступают все» и др. Конкурсанты заявляли по 5-6 арий, а члены жюри выбирали две из них для исполнения. Оценивались, главным образом, красота тембра и виртуозность исполнения. В составе жюри была знаменитая певица, солистка Ла Скала Ала Симони, она преподаёт в академии города Озимо.

Среди технических требований - исполнение колоратур всеми типами женских голосов. Это традиция новой итальянской школы, которая зародилась в XIX веке с появлением опер Верди и Пуччини. Довольно «плотные» сопрано исполняют колоратурные арии объёмными голосами.  Меццо-сопрано голосами исполняют колоратурные пассажи, которыми славятся арии Россини: известно, что композитор многое сочинял для своей жены Изабеллы Кольбран, обладательницы  колоратурного меццо-сопрано.

Технические требования на первом месте: это исторически особенность итальянской школы пения. Выступления всегда носили (и носят по сей день!) соревновательный характер: у кого подвижнее гортань, кто возьмёт выше ноту и т.д. С давних времен итальянские композиторы писали оперную музыку, ориентируясь на певцов, жаждущих блеснуть своей колоратурной техникой и высокими нотами. Хотя в Италии нет такой классификации голосов, как в России (колоратурное сопрано, лирико-колоратурное сопрано, лирическое сопрано и др.), певцы там всё же специализируются на исполнении музыки определённых эпох и определённых композиторов. В Италии есть певцы эпохи барокко, вердиевские певцы, россиниевские, пуччиниевские, беллиниевские и т. д. Оперы Верди и Пуччини исполняют обычно более драматичные голоса, музыку Беллини - высокие. Меццо-сопрано поют, в основном, арии Россини. Итальянская школа пения кардинально отличается от русской своим близким, но объёмным звуком, сформированным благодаря мягкому произношению. Итальянцы по-другому произносят гласные и некоторые согласные звуки. Сам язык, в отличие от русского, является изначально высоко позиционным, что благоприятствует вокальному исполнительству: не случайно именно в Италии зародилось оперное пение.

Весьма своеобразно итальянские педагоги распевают своих учеников. Они дают простые упражнения, но в очень быстром темпе. Благодаря темпу, особенно если это подвижные упражнения, удается освободить голосовой аппарат, и, таким образом, улучшить качество тембра голоса: под влиянием подвижных упражнений гортань становится более гибкой и эластичной. К наиболее частым недостаткам молодого голоса относятся его скованность, перегруженность дыханием, тяжелый звук. Упражнения в быстром темпе позволяют избавиться от этих недостатков - это средство борьбы с форсировкой голоса. Быстрое движение не даёт возможности долго задерживаться на одном звуке, и певец, склонный к форсировке, не успевает его усилить. В быстром движении вырабатывается качество физиологической инерции, что позволяет брать высокие ноты на короткое время, но в верной координации - высокие ноты легче удаются, если сделать их проходящими. По инерции они получаются такими же, как более низкие, и звучат одинаково ровно.

Основными чертами итальянской школы пения являются: мягкая атака звука, ровность звучания, специфика высокопозиционного произношения, формирование звука по принципу «вертикали» и «горизонтали». Современная итальянская школа представляет собой продолжение традиций новой итальянской школы, родоначальниками которой были Ламперти и Карузо и по праву считается одной из лучших в мире.

На фото: 01 – вход в консерваторию; 02 – театр имени Дж. Россини в Пезаро; 03 - памятник Россини во внутреннем дворе консерватории; 04 - концертмейстер петербургской консерватории Юрий Гончаров, солистка Ла Скала Ала Симони, Юлия Аксёненко (участница конкурса, занявшая 3 место); 05 – выступление Юлии Аксёненко (концерместер Юрий Гончаров); 06 - место проведения заключительного концерта Salone Metaurense, Palazzo Ducale.

Фотоальбом
вход в консерваторию театр имени Дж. Россини в Пезаро памятник Россини во внутреннем дворе консерватории концертмейстер петербургской консерватории Юрий Гончаров, солистка Ла Скала Ала Симони, Юлия Аксёненко (участница конкурса, занявшая 3 место) выступление Юлии Аксёненко (концерместер Юрий Гончаров) место проведения заключительного концерта Salone Metaurense, Palazzo Ducale

Поделиться:

Наверх