События
29.10.2020
Вишневская навсегда
В Центре оперного пения Галины Вишневской ко дню рождения великой певицы устроили праздник

Традиция отмечать каждый день рождения Галины Павловны сложилась здесь уже давно. У ее портрета в главном фойе, как всегда – роскошные розы, а на сцене – ее ученики: те, кто пользовался ее бесценными советами и кому она дала путевку в жизнь.

Артисты Большого театра Агунда Кулаева, Олег Долгов, Эльчин Азизов и Сергей Поляков, солисты МАМТ – Мария Пахарь и «Новой оперы» – Алексей Татаринцев с оркестром Центра под управлением Ярослава Ткаленко исполнили небольшую, но представительную программу. В основном она состояла из произведений, которые сама Галина Вишневская никогда не пела – могла бы, но не довелось: репертуар Большого в советское время был узок, не отличался разнообразием и, кроме того, включал немало советских опер, которые ныне совершенно вышли из употребления. Исключения составили фрагменты опер «Отелло» и «Турандот»: первую Вишневская единожды пела в концертном исполнении с Евгением Светлановым, со второй дебютировала в Ла Скала.

Открыло концерт интермеццо из «Манон Леско». В маленьком зале Центра оперного пения инструментальные тембры воспринимаются иначе, чем в большом пространстве: их сочность преувеличена, оркестровая звучность всепоглощающая, даже тончайшие пианиссимо отдаются вибрациями в каждом уголке. Ощущения необычные – будто ты сидишь в оркестровой яме, а звуковые потоки обволакивают тебя, кружат и уносят куда-то в надмирные дали. Чувственность и экспрессивность получаются тотальными, но веристской музыке это впору. Тот же эффект повторился, когда оркестр исполнил интермеццо из «Паяцев».

Первым из певцов на сцену вышел тенор Алексей Татаринцев: каватина Ромео из оперы Гуно – давно и мастерски сделанный номер (опера в репертуаре его родного театра). Лирическая проникновенность и экстатические, торжествующие верха буквально положили зал на лопатки: вокальное начало вечера оказалось ударным. После тенорового звона меццо Агунда Кулаева разлила по залу негу, пастозный, чуть приторный эротизм в третьей арии Далилы: томный тембр ее чарующего голоса идеально подходит для хрестоматийной соблазнительницы. Вместе певцы-супруги исполнили полный страсти дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича из оперы Бородина: прекрасный ансамбль с идеальным слиянием голосов подарил незабываемое впечатление.

Тенор Сергей Поляков предпочитает несколько агрессивную, силовую манеру пения. Тембр его голоса едва ли назовешь невероятно красивым, но для остродраматических партий он настоящая находка. Баритональная окраска, пробивная сила, зычные верхние ноты, жестковатое в целом звучание – то, что нужно для рыданий Канио или истерик Отелло. В пении первого героя слышится уже даже не отчаяние, а фатальная обреченность; для второго персонажа Поляков счастливо находит не только взрывные интонации, но и нежные краски в дуэте Gia nella notte.

Сопрано Мария Пахарь, его партнерша по вердиевскому дуэту, помимо образа голубки Дездемоны взялась за сложнейшую каватину Леоноры из «Трубадура», в которой нужно показать безупречную кантилену в экспозиции и виртуозную колоратуру в кабалетте. В целом она справилась и с тем, и с другим, хотя местами звуковедение было недостаточно стабильным, точность пассажей не всегда оказывалась филигранной, но самое главное – для благородных вердиевских матрон тембр ее голоса несколько простоват и резковат.

А вот баритон Эльчин Азизов предстал практически идеальным вокалистом – с голосом удивительной ровности, фактурным и масштабным, обладающим выразительной фразировкой и четкостью слова. Свои лучшие качества он проявил в арии Князя Игоря и в знаменитом дуэте дружеской клятвы из «Дона Карлоса», спетым с тенором Олегом Долговым.

Последний – певец того же амплуа, что и Поляков, но его вокализация иного плана: более техничная, более академичная и культурная. Голосовой материал, быть может, не первоклассный, однако певец великолепно им владеет и умеет «выжать» из него максимум. Помимо вердиевского дуэта Долгов спел хитовую арию Калафа, прозвучавшую не просто ярко, но точно, выверенно и по эмоциям, и по нюансам.

День рождения Галины Вишневской теперь приходится на Международный день оперы. Его учредили в прошлом году, спустя семь лет после смерти певицы, по инициативе оперных ассоциаций Европы и обеих Америк, выбрав датой день, в который родились Жорж Бизе и Иоганн Штраус. Совпадение праздника с днем рождения русской певицы чисто случайное, но оттого не менее приятное. Праздник оперы в Центре оперного пения получился достойным его основательницы. Портрет Вишневской украшал задник сцены в течение всей программы, в самом конце была дана кинохроника. Ариозо Лизы из «Пиковой дамы» с первых гастролей Большого в Ла Скала в исполнении Галины Павловны опалило зал сумасшедшей энергетикой…

Фото Александра Гайдука

Фотоальбом
фото Александр Гайдук фото Александр Гайдук фото Александр Гайдук фото Александр Гайдук фото Александр Гайдук фото Александр Гайдук

Поделиться:

Наверх