События
28.02.2022
Два оркестра и один Минковский
По случаю 100-летия Московской филармонии в КЗЧ перебывало немало звезд первой величины, но, пожалуй, самым ярким и значительным событием стал приезд Марка Минковского, который привез своих «Музыкантов Лувра», а спустя несколько дней выступил с Российским национальным молодежным симфоническим оркестром (РНМСО)

Минковский, которому в этом году исполняется всего только 60, давно воспринимается как один из живых классиков «исторически информированного исполнительства». Еще в 90-е он сумел встать вровень с пионерами движения – Николаусом Арнонкуром, Джоном Элиотом Гардинером, Уильямом Кристи и другими. С первыми двумя его сближает и широта репертуарного охвата, не ограничивающегося «старинной» музыкой, – в отличие от Кристи, для которого история музыки заканчивается на Моцарте, о чем он не раз заявлял. Минковскому интересны все эпохи, включая и XX век; помимо всего прочего, он еще и непревзойденный интерпретатор опер Мейербера и оперетт Оффенбаха. А в России его впервые узнали и полюбили вовсе даже за импрессионизм (московский дебют в качестве дирижера-постановщика «Пеллеаса и Мелизанды» Дебюсси в МАМТ в 2007 году). В нынешний приезд маэстро явил три грани своего обширного репертуара – барокко, классицизм и романтизм. Сначала с «Музыкантами Лувра» представил «Воображаемую симфонию с голосом», составленную из фрагментов опер Рамо; затем с РНМСО – «Пасторальную» Бетховена и две сюиты из «Арлезианки» Бизе.

Имя Жана-Филиппа Рамо, всего несколько десятилетий назад знакомое у нас лишь горстке музыкальных гурманов, теперь, благодаря Кристи, Минковскому, а также Курентзису, сделалось необычайно популярным среди завсегдатаев концертных залов столицы (жаль, до театральных постановок дело пока не дошло). «Воображаемую симфонию» Минковский и «Музыканты Лувра» уже играли в Москве. Теперь ее содержимое претерпело некоторые изменения, отразившиеся в названии – «Воображаемая симфония с голосом», – включив в себя не только оркестровые, но и вокальные фрагменты из опер и балетов «Кастор и Поллукс», «Зороастр», «Паладины», «Галантные Индии», «Акант и Цефиза», «Рождение Осириса», «Дардан» и «Пигмалион». «Музыканты Лувра» были, что называется, равны себе, сыграв сочинения одного из столпов барокко не только с истинно французскими утонченностью и грацией, но и с мощным драйвом. Доведенная до экстаза публика охотно поучаствовала в исполнении на «бис» главного хита Рамо – танца индейцев из «Галантных Индий»: Минковский подавал залу вступление, и ритмичные хлопки раздавались точно в тех местах, где требовалось. Все было прекрасно, хотя, быть может, и предсказуемо. Последнее, впрочем, не относится к ранее нам неизвестному прекрасному баритону Тома Долье, продемонстрировавшему идеальный пример французского барочного вокала.

Не столь предсказуемым, а потому в чем-то даже более впечатляющим оказался результат работы маэстро с РНМСО. В прошлом году довелось слышать, как эти молодые музыканты превосходно сыграли Седьмую симфонию Бетховена с Филиппом Херревеге – еще одним мэтром исторически информированного исполнительства. Шестую, «Пасторальную», с Минковским они сыграли так, что впору позавидовать многим из лучших «взрослых» оркестров. Маэстро добился от оркестрантов не только игры без вибрато, но и точного ощущения неповторимой бетховенской интонации этого именно сочинения – одного из самых светлых в творчестве последнего венского классика. В своей трактовке Минковский позволил себе несколько отступить от традиции коллег-аутентистов, придерживающихся, как правило, более подвижных темпов (к примеру, в эталонной записи Гардинера хронометраж составляет 41 минуту, тогда как здесь было 45). При этом он отнюдь не стремился непременно выдерживать единый темп внутри каждой части. Для Минковского важны не только движение и ритм, но и настроение со всеми его оттенками. Кому-то из коллег в его трактовке услышалась последовательность: рай – ад – рай, но мне кажется, что если уж оперировать подобными категориями, то речь, скорее, могла бы идти о рае на земле, чью абсолютную безмятежность и гармонию лишь ненадолго способны нарушить природные стихии...

В музыке Бизе маэстро, конечно, разглядел и сделал более явственными барочные корни. При этом он отнюдь не жертвовал полнокровностью, в народных эпизодах добиваясь от оркестра подчеркнуто крупного, иногда даже «жирного» звука – чтобы тут же напомнить, что французы всегда остаются французами, а их танцы носят куда более изысканный характер, нежели, скажем, у испанцев (еще и поэтому, в частности, традиция вставлять танцы из «Арлезианки» в «Кармен» давно себя изжила).

Ведомые Минковским музыканты РНМСО были и здесь на должной высоте. Конечно, в этом коллективе собрались самые что ни на есть отборные молодые музыкальные кадры, но дело не только в этом. В сравнении со «взрослыми» оркестрами, у них больше трепетности и гибкости, способности к полной самоотдаче, и полностью отсутствуют маломальские признаки самоуспокоенности и заскорузлости. Ну и, конечно, важнейшую роль играет возможность постоянно работать с лучшими дирижерами – российскими и западными. Буквально пару дней назад они исполняли сочинения Рихарда Штрауса под управлением Пааво Ярви. Очень хотелось бы надеяться, что такая возможность будет у них и впредь.

Фото предоставлены Московской филармонией

Фотоальбом

Поделиться:

Наверх