Песнопения Великого поста
Три коллектива, каждый по-своему, представили в Рахманиновском зале богатство хоровой палитры России

Международный великопостный хоровой фестиваль проводится в Москве уже в пятый раз и приурочен к важному событию, подготовляющему главный в восточном христианстве праздник, то есть к Великому посту перед Пасхой. Его патронируют Министерство культуры и Московский патриархат, а худруками выступают ректор Московской консерватории Александр Соколов, знаменитый хормейстер Лев Конторович и митрополит Иларион, авторитетный хоровой композитор.

Традиция великопостных концертов, как хорошо известно, имела глубокие корни в дореволюционной России: на время поста спектакли и любые другие «развлекательные мероприятия» приостанавливались, публика устремлялась в концертные залы за другим – там звучала строгая духовная музыка. Концерты московского фестиваля убедительно доказывают, насколько эта музыка разнообразна, каким огромным, поистине неисчерпаемым богатством мы владеем.

Помимо популярных произведений – например, Рахманинова или Чеснокова, уже прозвучало и еще прозвучит огромное количество тех, которые исполняются крайне редко и, по сути, совершенно неизвестны. Среди этого множества наряду с удачными (а иногда и малоудачными) сочинениями есть подлинные жемчужины, незаслуженно преданные забвению. Отрадно, что хоровая культура развивается не только в исполнительстве, но и в творчестве: появляются новые образцы талантливо написанной православной музыки. Ее тоже немало звучало.

Примечательно, что исторически именно Рахманиновский зал более других в Москве причастен к традиции великопостных фестивалей, ибо когда-то был основным залом Синодального училища, из стен которого вышло немало церковных композиторов и знаменитых интерпретаторов русской духовной музыки. На концерте выступили хор «Пионерия» им. Г. Струве (худрук Елена Веремеенко), вокальный ансамбль «Ариелль» (худрук Эльмира Дадашева) и Хор Московской консерватории (худрук Алексей Рудневский). Общая интонация программы, несмотря на большие различия коллективов, –эмоционально сдержанная, даже суровая, подразумевающая грустно-вдумчивую сосредоточенность и самоуглубленность.

«Пионерия» начала выступление «Молитвой» А. Варламова – сочинением, в котором явственно чувствовалась вторичность, подражательность западным образцам, но понятно, почему коллектив выбрал его: помимо чисто музыкальной привлекательности лирически-умиротворенного высказывания здесь предполагается пение с аккомпанементом, что облегчает задачи интонирования и удержания строя (концертмейстер Елена Грибанова). Далее прозвучали куда более интересные опусы Д. Кастальского («Тебе поем»), И. Денисова («Под твою милость»), В. Фадеева («Хвалите») и особенно – три хора А. Шнитке: «Богородице», «Молитва странника» и «Отче наш». Чистые детские голоса, как и полагается, всегда органичны в передаче "ангельского пения", но хотелось бы пожелать большей округлости звука у сопрано.

«Ариелль» представил очень широкий диапазон стилей: от русских итальянцев XVIII века Галуппи и Сарти и еще более «древнего» Василия Титова (XVII век) через «романтические» опусы М. Строкина и А. Лядова до Г. Свиридова (три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович») и мировой премьеры – «Покаянных и назидательных кантов» нашего современника Антона Вискова. Коллектив отличается свежими и яркими голосами, уверенным интонационным строем, пением выразительным, точно передающим смысл исполняемого. Отдельное восхищение вызвали низкие голоса – что женские, что мужские, а также некоторые солисты. Хормейстеру удавалось в каждом произведении раскрыть его наиболее выигрышные стороны, грамотно собрать форму и выстроить драматургию – в силу этого все выступление ансамбля слушалось на одном дыхании.

Хор Московской консерватории основной акцент сделал на творчестве композиторов-синодалов первой половины XX века – Николая Голованова и Михаила Шорина. Мощное звучание смешанного коллектива с молодыми, сильными и свежими голосами ожидаемо контрастировало с предшествовавшими ему детским и камерным звучанием, создавая особую краску и добавляя интереса. Наряду с монолитностью и всепроникающей истовостью хор порадовал прозрачностью фактуры и безупречной интонационной точностью, стройностью и сбалансированностью. Все перечисленное – подлинные добродетели настоящего хора, которыми коллектив Рудневского обладает в полной мере. Консерваторцы подвели итог фестивального вечера, утвердив самоценность хорового исполнительства как непреходящего культурного достижения России.

Фото предоставлены пресс-службой Великопостного фестиваля 

Фотоальбом

Поделиться:

Наверх