Премия
30.09.2022
400 плюс 25
«Каста дива» назвала своих лауреатов

Оперная премия была учреждена в 1996-м, в год 400-летия жанра, а еще через год назвала своих первых лауреатов: стало быть, ей ровно 25. По случаю юбилея церемония впервые прошла в Большом театре.

История премии не была линейной и перманентной – ее активность то затухала, когда институция выпадала из информационного пространства, то вновь проявлялась. Очередной всплеск случился в 2017 году и продолжается по сию пору: за прошедшие пять лет премия назвала, кажется, максимальное количество лауреатов в самых разных номинациях.

Изменчивость и гибкость последних – также отличительная черта: такое впечатление, что жюри креативит на ходу, каждый раз по-разному и под настроение. Номинации то появляются, то исчезают, то присуждаются, то нет, то интерпретируются совершенно иначе и даже весьма неожиданно. Яркий пример тому есть в новейшем лауреатском списке. «Европейским событием» назван не спектакль, а человек – режиссер Барри Коски, выпустивший, по мнению жюри, целую батарею выдающихся спектаклей, выбрать из которых один так и не удалось.

Лауреаты 2021 года Екатерина Семенчук, Борис Пинхасович, Василиса Бержанская, Ольга Перетятько, Дмитрий Ульянов на церемонии не присутствовали – собрать востребованных в мировом оперном процессе исполнителей вместе премии, кажется, не удавалось ни разу. Что уж говорить о зарубежных победителях – упомянутом Коски, а также Элине Гаранче, Йонасе Кауфмане, Кирилле Петренко или Клаусе Гуте. Ожидать их появления в зале в современных условиях было бы верхом наивности. Из свежих лауреатов довелось услышать лишь Оксану Волкову и Владислава Сулимского, а из лауреатов прежних лет – Татьяну Сержан и Нажмиддина Мавлянова.

Еще один удивительный штрих: церемония не только проводилась в Большом, но театр стал победителем в самой, наверное, главной номинации «Спектакль года». Таковым провозглашена «Саломея» в постановке К. Гута. Награду получили участники премьеры Елена Зеленская, Илья Селиванов и Александр Краснов (ни Тугана Сохиева, ни зарубежных участников, как уже было сказано, не наблюдалось): никто из них не включился в гала-концерт, и вообще из солистов Большого петь на сцену не вышел никто. Ограничились участием оркестра под управлением Антона Гришанина. Не было и директора Владимира Урина, в то время как директора других московских оперных театров (Андрей Борисов из МАМТа, Антон Гетьман из «Новой») не только присутствовали, но и награждали лауреатов.

Правда, от Большого был еще один участник – он же победитель. В номинации «Кавалер оперы» премия досталась Дмитрию Вдовину, вокальному педагогу, руководителю Молодежной оперной программы ГАБТа. Это неожиданное решение жюри и удивило, и вдохновило. Отрадно, что педагогический труд оценили так высоко (среди лауреатов в этой номинации – такие мировые звезды, как Покровский, Архипова, Образцова, Вишневская, Нестеренко, Атлантов, Хворостовский). Концерт открыла ученица Вдовина из нынешнего «призыва» МОП: сопрано Лилит Давтян исполнила «порхающий» Вальс Джульетты из оперы Гуно.

Концертная программа сочетала итальянскую, французскую и русскую классику: Масканьи, Джордано, Верди, Берлиоз, Сен-Санс, Гуно, Бизе, Мусоргский; была составлена со вкусом, изрядно порадовала оперными дуэтами. Помимо лауреатов в гала участвовали и другие исполнители, что заметно разнообразило впечатления. В частности, на сцену последовательно выходили три тенора, причем все спинтовые, обладатели весьма редкого голоса.

Из сольных высказываний вершинным оказался Монолог Шакловитого из «Хованщины». Трудную во всех отношениях арию Владислав Сулимский наполнил не только первоклассным вокалом, но и глубоким чувством, спев очень проникновенно и осмысленно. Совершенство подлинной театральности блеснуло в диалоге Фауста и Мефистофеля из оперы Гуно: исключительно интересно было и слушать, и наблюдать Сергея Кузьмина из Михайловского театра и Алексея Тихомирова из «Геликона» в этом «разговоре».

Если говорить о красоте тембров и богатстве голосов, то эти качества стали козырными картами мариинской солистки Татьяны Сержан в арии Маддалены из «Андре Шенье» и геликоновца Ивана Гынгазова в арии Энея из «Троянцев». Их мощные и яркие голоса по-настоящему завораживали, благодаря чему можно было не заметить имеющиеся недостатки – неудачные верха у Сержан (ей вообще не очень с ними везет именно в Москве, на родной сцене ни разу не доводилось быть свидетелем осечек) и грубоватый напор у Гынгазова, который вроде бы подходит характеру исполняемого героя, если уж совсем забыть, что это все-таки французская музыка (доподлинно известно, что того же Берлиоза – например, в «Бенвенутто Челлини» – певец может исполнять изящнее и элегантнее).

Зато стилистическую убедительность и именно во французской музыке с избытком показали Оксана Волкова (в арии Далилы и финальном дуэте из «Кармен») и Нажмиддин Мавлянов (финал «Кармен»). Впрочем, то же отличало и итальянские номера (у обоих из «Сельской чести»). Такой подарок дорогого стоит: в больших и красивых голосах, как бы ни был редок и ценен этот дар сам по себе, недостатка в России не наблюдается, а вот пение культурное, стильное, тонко нюансированное и верно фразированное все еще воспринимается как праздник.

Автор фото — Ира Полярная

Поделиться:

Наверх