ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ
Концерт персонального филармонического абонемента Дениса Мацуева в Зале Чайковского предсказуемо прошел при аншлаге, что неудивительно, особенно на фоне резкого сокращения числа выступающих в столице звезд. Однако главных героев в этот вечер было три: сам Мацуев, Дмитрий Юровский и Российский национальный молодежный симфонический оркестр.

Первое отделение открыла увертюра к «Тангейзеру», затем прозвучал Второй концерт Листа. Второе отделение также началось с Вагнера – увертюры к «Нюрнбергским майстерзингерам», после чего последовала бетховенская увертюра «Эгмонт», а в завершение – Первый концерт Листа (нарушение хронологии было вполне логичным: в качестве финальной точки Первый концерт выглядит более эффектно, нежели Второй).

Созданный четыре года назад под эгидой Московской филармонии Российский национальный молодежный симфонический оркестр (РНМСО) в короткий срок сделался весомой частью концертной жизни столицы и ныне уже способен практически на равных конкурировать с лучшими из российских оркестров. Сотрудничество коллектива с Дмитрием Юровским, начавшееся весной на концерте памяти Юровского-отца (тогда в первом отделении играл ГАСО им. Е.Ф. Светланова, а во втором – РНМСО), оказалось весьма удачным. И если увертюра к «Тангейзеру» была сыграна хотя и вполне качественно, но без особого драйва, то уже с первых тактов Второго концерта Листа между дирижером и оркестром пробежала искра, постепенно перерастая в пламя. А когда вступил Мацуев, возникло ощущение гармоничного тройственного союза. Дирижер и оркестр отнюдь не отступали на второй план, а нередко даже брали на себя ведущую роль. Собственно, жанр инструментального концерта как раз и подразумевает соревновательное начало, и оно присутствовало здесь в полной мере, однако без стремления какой-либо из сторон подмять под себя другую. Скорее, можно было бы говорить о взаимодополнении. Мацуев и Юровский, казалось, подпитывали друг друга энергетикой, при этом дирижер, при всем своем темпераменте никогда не теряющий чувства меры, словно бы удерживал пианиста от динамических крайностей. Ну а оркестр на лету ловил излучаемые ими обоими флюиды и играл просто фантастически по воодушевлению и богатству красок. Тот же эффект повторился и в Первом концерте.

Вообще пианисты часто играют музыку Листа в силовой манере, каковая отнюдь не чужда и Мацуеву. Однако в этот вечер он демонстрировал совсем иные свойства, вроде бы и не вполне с ним ассоциирующиеся, – лиризм, мягкость, а порой даже изысканность. Лишь в последнем из бисов мы услышали и Мацуева-«молотобойца», но только там это было более чем уместно. Речь о фантазии на темы музыки Грига к «Пер Гюнту». Судя по несколько джазовому характеру этой фантазии, вполне можно предположить, что авторство принадлежит самому Мацуеву. А упомянутый эффект возник в финальном разделе, основанном на музыке «Пещеры горного короля», завершающейся откровенным шабашем. Кстати, первые два номера, сыгранные Мацуевым на бис, нисколько не напоминали обычный джентльменский набор: это были сочинения Мошковского и Пуленка. Сыграны они были превосходно, но все же наиболее сильное впечатление Мацуев произвел именно в концертах Листа. Пожалуй, в этой музыке среди отечественных пианистов у него сегодня едва ли найдется много серьезных конкурентов.

А оркестр под управлением Юровского между тем великолепно исполнил увертюру к «Майстерзингерам». Возможно, в каких-то местах и не хватало привычной здесь мощи, но, судя по всему, Юровский и не хотел придавать этой музыке слишком уж брутальный характер. Что касается увертюры к «Эгмонту», то ее Юровский уже исполнял в начале сентября в Клину с ГАСО, но теперь складывалось ощущение, что это совсем другая музыка. Здесь не было ни малейшего намека на «большой стиль», ни претензий на «исторически информированное исполнение». Увертюра, прозвучавшая в Клину во многом по-оперному, вдруг словно бы превратилась в еще одну бетховенскую симфонию в миниатюре. В трактовке Юровского – изысканной, безупречной по форме, драматургически выверенной и эмоционально насыщенной – она вызывала явственные ассоциации как с уже ранее созданной композитором Пятой, так и с грядущей Седьмой. Музыканты играли на таком качественном уровне, словно перед нами был оркестр Венской филармонии или Консертгебау. Тем с большим удивлением я узнал после концерта от маэстро, что в этот вечер они исполняли ее впервые.

Надеюсь, мы еще не раз услышим вместе Дмитрия Юровского и РНМСО. Пока же московскую публику ждет продолжение другого – родственного – альянса: Юровского и Дениса Мацуева (не все знают, что они – троюродные братья). В декабре в «Зарядье» вместе с ГАСО им. Светланова они исполнят Третий концерт Бетховена и «Рапсодию в блюзовых тонах» Гершвина. 

 

Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии

Поделиться:

Наверх