Наследники великих традиций: триумф фортепианной школы Санкт-Петербурга
Подведены итоги IX Санкт-Петербургского открытого конкурса юных пианистов

В богатой знаковыми событиями и престижными творческими состязаниями конкурсно-фестивальной палитре Северной столицы есть мероприятия, которые по праву называют традиционными. Среди них – Санкт-Петербургский открытый конкурсе юных пианистов, который в 9-й раз проводится Учебно-методическим центром развития образования в сфере культуры и искусств Санкт-Петербурга, бюро городской методической секции преподавателей фортепиано совместно с Детской музыкальной школой им. А.К. Глазунова. Конкурс знаменит не только профессиональным подходом, до мелочей отработанным регламентом, высоко поднятой планкой мастерства: в его устоях, как целый мир в капле воды, отражаются культурные паттерны живой традиции – русской фортепианной школы в уникальной системе отечественного художественного образования.

Конкурс традиционно проводится в три тура. IX конкурс прошел в срок, как и планировался – весной 1 тур, собравший 87 участников, с 29 октября по 6 ноября 2022 года – 2 и 3 туры. Как всегда, участники были разделены на четыре возрастные группы, от самых маленьких до 18 лет. На всех этапах конкурса подготовительную работу и контроль за соблюдением всех условий осуществлял Организационный комитет, в состав которого вошли представители Учебно-методического центра, члены бюро городской методической секции преподавателей фортепиано. Крайне важно, считают организаторы, сохранение двух номинаций: номинация «А» – учащиеся ДМШ и ДШИ, номинация «Б» – студенты музыкальных училищ, обучающиеся специальных школ при Консерватории, учащиеся нетиповых образовательных учреждений – лицеев.

«В этом году самая острая напряженная борьба была в средней группе номинации «А», – рассказывает   директор Санкт-Петербургского УМЦ Елена Сергеевна   Михайлова. – В отборочном прослушивании участвовали 35 человек, во втором туре осталось 19, и только 5 прошли в финал и стали лауреатами. Из них двое удостоились первого места, и трое – второго. Такое решение компетентного жюри говорит об уровне, который показали дети: подготовка наших пианистов не позволяла оценивать их ниже. Программа, которую играли участники – тоже одна из традиций нашего конкурса. Ребенок может пробовать себя в разных стилях и жанрах, но, главное, он должен продемонстрировать основу своей подготовки – уровень технической оснащённости в инструктивном этюде, владение разнообразием звукоизвлечения, стилистикой барочной музыки и умением выстроить форму сонатного аллегро: именно такие произведения, согласно конкурсным требованиям, выносятся на второй тур. Для третьего тура конкурсант вместе со своим преподавателем выбирает программу, которая в наибольшей степени раскрывает его дарование – на этом этапе исполняются две разнохарактерные пьесы, петербургского и зарубежного композитора».

Требования к составу жюри на конкурсе также традиционно высоки. Для квалифицированной работы и объективного судейства необходим определенный уровень исполнительского и педагогического мастерства каждого из его членов – судья должен знать все тонкости работы, быть строгим и, в то же время, доброжелательным. Нынешний состав жюри полностью соответствует этим требованиям: возглавила жюри Татьяна Михайловна Загоровская, заслуженная артистка России, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, подготовившая плеяду концертирующих пианистов, лауреатов международных конкурсов. Профессиональный авторитет и педагогические достижения Татьяны Михайловны широко известны во всем мире. В составе жюри – Александр Сандлер, заслуженный артист России, один из ведущих профессоров Санкт-Петербургской консерватории; доцент Санкт-Петербургской консерватории Олег Вайнштейн, лауреат международных конкурсов, концертирующий пианист с широчайшей географией гастролей по всему миру.

Для музыкантов, которые участвуют в конкурсе, традиционно важен хороший инструмент – именно он становится проводником художественного и технического мастерства, которое юный исполнитель транслирует своим зрителям. Такой прекрасный инструмент Bechstein есть в ДШИ им. Глазунова: школа не только предоставляет конкурсантам зал, но и создает максимально комфортные условия на всех этапах. Разыграться, настроиться, переодеться, порепетировать – ДШИ им. Глазунова становится не просто местом конкурсных прослушиваний, но родным домом, добрым, теплым, уютным, где, как говорится, «и стены помогают», куда хочется возвращаться вновь и вновь. И это тоже – традиция.

Конкурс завершился в воскресенье, 6 ноября, масштабным мероприятием в Концертном зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Блестящий состав лауреатов представил широчайшую палитру фортепианного репертуара, заставив публику замирать от восторга – казалось, при каждом исполнении через тончайшие нюансы, виртуозную технику и богатство эмоциональной палитры оживает душа музыкального произведения.

Организаторы прекрасно понимают, что конкурс не может состояться без финансовой составляющей – все знаковые творческие состязания в Санкт-Петербурге финансирует Комитет по культуре. Лауреаты и дипломанты получили подарочные часы, циферблат которых выполнен в виде эмблемы конкурса. Но не только победители – каждый участник стал обладателем памятных подарков. Эмблемы, буклеты, ручки, блокноты еще долго будут напоминать ребятам об этом важном событии в их творческой жизни.

Но самым главным подарком стало общение. Мнениями обменивались везде – на круглых столах и в кулуарах, в перерывах между выступлениями и на репетициях. Мыслями, идеями, творческими предложениями делились преподаватели и их ученики, маститые профессора и начинающие исполнители – конкурс стал площадкой для профессионального общения музыкантов. И на этой площадке право голоса имел каждый, независимо от возраста, статуса, чинов и регалий.

«Конкурс доказал – наша система художественного образования, исторически выверенная, сбалансированная, объединяющая в единое целое три образовательные ступени «школа-училище-ВУЗ», способна воспитывать самых настоящих звезд, которыми у нас есть все основания гордиться. Но еще более ценно – она дает возможность каждому профессионально связать себя с выбранным инструментом, – подводит итог Елена Сергеевна Михайлова. – Очень многие участники наших конкурсов выбирают музыку своей профессией. Они становятся частью этой великой системы, начинают работать, и вот уже блестящие результаты показывают их ученики. И эта преемственность позволяет не просто верить в будущее, но и обоснованно прогнозировать все более высокие результаты, и главное – быть органичным в мире искусства. Вы бы видели, как комфортно даже самые маленькие, начинающие музыканты чувствовали себя на престижной сцене Капеллы – им хорошо, они раскованы и свободны, они могут подарить слушателям радость. И дарят ее! Их не смущает публика, наоборот, им нравится, что в зале много людей. В столь юном возрасте они уже – большие артисты. И когда такой маленький ребенок грамотно, исполнительски точно играет сложнейшую «баховскую» полифонию, это дорогого стоит. Как и негромкое «браво» в финале концерта от членов нашего жюри – профессиональное признание того, что в пианистическое сообщество вливаются новые молодые силы».

Сайт школы https://metodcentrespb.ru/

Поделиться:

Наверх