Юбилеи
06.02.2023
Двойной юбилей или Путь к пониманию себя
В эти дни коллектив нашей редакции отмечает двойной юбилей – 20-летие газеты «Играем с начала. Da capo al fine» и 60-летие учредителя и главного редактора газеты композитора Игоря Еварда

Судьбы человека и газеты переплелись, создав нечто неделимое – спустя два десятка лет об этом можно говорить вполне определенно. Человек шел по жизни, в поиске себя примеряя самые разные образы, сменив не менее десятка очень разных профессий: судьба уготовила ему роль инженера в горном институте, учителя музыки, предпринимателя, философа, главного редактора, композитора, режиссера, сценариста… Список этот будет продолжен, в этом нет сомнения, ибо движение вперед для него – естественное состояние, обусловленное принципом: если вы не движетесь вперед, это не значит бег на месте – это означает движение назад.

Сколько бы ни было препятствий, сомнений, ошибок, только вперед может быть направлен путь к пониманию себя. Путь, который начинается лишь тогда, когда разум и сердце, подкрепленные моралью, равнозначны, и власть их не противопоставлена друг другу. Этот посыл из легенды о Святом Сатире из сказки-новеллы Анатоля Франса, позднее воспроизведенный в картине Михаила Врубеля, зазвучал и в вокально-симфонической поэме Игоря Еварда. Но об этом позже. Сначала – о том, как начинали «Играть с начала…». Узнаем из первых рук. 

- Как пришла идея создания газеты? Какими были первые шаги?

- Это было в 2003 году. Я работал в системе музыкального образования, преподавал гитару в музыкальной школе. Параллельно защитил кандидатскую диссертацию по философии в Московском гуманитарном университете. В круг моих научных и исследовательских интересов как раз входили культурные факторы – современная российская музыкальная культура в философском аспекте. Я был молод, энергичен, полон идеями просветительства, желанием приносить обществу пользу.  Все вместе и вылилось в концепцию создания Всероссийского информационного проекта. Я пригласил знакомых, друзей, коллег – музыкантов, журналистов. Для нас все было в новинку – никакого редакционного опыта, никакого стартового капитала (!). Зато было огромное желание приносить пользу, и это подвижническое начинание позволило нам объять необъятное. Я говорю «нам», потому что газета всегда была коллективным творчеством – с первых шагов и по сегодняшний день. Одним из первых сотрудников редакции была Ольга Бугрова – настоящий профессионал, человек с большим музыковедческим и журналистским опытом. Я счастлив, что все эти 20 лет Ольга работает с нами. Вместе с нашими соратниками и единомышленниками, которые в рамках общего дела превратились в коллег и партнеров, мы разрабатывали принципы газеты, определяли редакционную политику, придумывали рубрики, приглашали авторов. Первая редакционная команда – это были подвижники, которые работали не за деньги, а за идею. Низкий поклон всем, кто стоял у истоков – благодаря коллективному труду удалось сделать замечательный проект. Его долгая жизнь доказывает, что не были напрасными усилия людей, выполнивших самую трудную задачу – шагнуть в неизвестность, чтобы построить фундамент музыкального издания, востребованного сегодня во всех регионах России.

- Что выделяет газету среди других изданий?

- Другие издания, конечно же, были, мы же не в вакууме находились. Но мы заняли свою нишу, которая отражала наши желания и наше видение ситуации. Акцент был сделан на музыкальные школы и школы искусств – эти учреждения в наибольшей степени нуждались в информационной поддержке. Это уже позже появилось разделение на первую и вторую тетради: в первой освещались глобальные события мира музыки в России и за рубежом, во второй – вопросы начального музыкального образования. Газета, которая начиналась с нескольких разворотов, становилась все более объемной, увеличивалось количество рубрик, авторов. Она полностью выполняла свою просветительскую функцию – и это было главным.

- То есть, конкурентов в информационном пространстве у вас не было?

- Дело в том, что, помимо информационной ниши, связанной с системой образования и школами искусств, у нас было еще важное преимущество – изначально газета не была коммерческим предприятием. Да и сейчас это нельзя назвать коммерцией, рекламный блок не приносит прибыли, он только покрывает технические издержки, необходимые для поддержания существования газеты. А там, где нет материальной заинтересованности, какая может быть, по большому счету, конкуренция? Были у нас жаркие споры на эту тему – одно время обсуждали включение в контент эстрадной тематики. Это то, что могло бы приносить деньги. Но мы отказались от этой мысли, тематика газеты осталась в рамках академической музыки. Все эти 20 лет мы оставались верны нашей профессиональной аудитории, нашим читателям, нашим принципам.

- И все же кое-что изменилось – газета перешла в электронный формат. Как это отразилось на миссии газеты?

- Да никак не отразилось, все осталось: рубрики, цикличность выхода, контент, наша аудитория. Только читателей становится все больше благодаря доступности издания в интернет-пространстве. Теперь мы, сохраняя форму, содержание, тематическую направленность и целевую аудиторию печатного издания, имеем возможность увеличить скорость и повысить качество информационного взаимодействия. Мы можем размещать помимо текстовых и статичных фотоматериалов аудийные файлы (записи выступлений, концертов), аудиовизуальные файлы (видеоклипы, видеоролики, видеопрезентации, документальные фильмы). Время идет, появляются новые форматы, и мы сегодня должны ориентироваться на аудиторию с самыми высокими запросами в области культуры и искусства это получается благодаря доступности, масштабности информационного потока и технологическим преимуществам.

- В чем секрет долголетия газеты? Как удается поддерживать ее долгую жизнь?

- Все очень просто – достаточно почитать отзывы наших читателей. Их предложения, их поддержка всегда были с нами, даже в самые трудные времена, которые мы переживали вместе со всей страной. Но обратная связь с читателями давала нам уверенность, что мы просто обязаны продолжать. Интересы читателей совпадают с интересами редакции – именно в этом секрет нашего долголетия.

- Было что-то «суперважное» из написанного, нечто особенно заметное, резонансное?

- По-разному было. Жизнь газеты была полна и трудностей, и счастливых моментов – это как в жизни человека. Бессонные ночи, перелеты в регионы для общения с директорами школ, трудности с финансами, с авторами, с рекламой, яркие статьи, благодарность читателей – все это и была жизнь газеты. Все это и есть наш опыт. Наша жизнь. Я считаю, что она была правильной, а значит, счастливой.

- Что можно сказать относительно будущего Вашего издания?

- Предсказывать будущее – не в нашей компетенции, скорее это дело астрологов. Могу только сказать, как я это вижу. Пока живы музыкальные школы, живы идеи просветительства, пока живы мы – те, кто воплощает эти идеи в жизнь, мы продолжим все это проходить. Вместе. Подводить итоги рано. Самое главное – не то, что прожито, а то, что будет впереди.

- В этом году двойной юбилей – газеты и Ваш личный. Как Вы отмечаете 60-летие? Стал ли этот праздник особенным для Вас?

- Я полон творческих планов, пишу музыку. Все, что происходит, события, чувства, мысли, удачи и разочарования, сомнения и поиск решений – все сублимируется в музыкальные образы. Сейчас в моей жизни появилось новое дело – кинорежиссура, и это привносит в композиторскую деятельность новые смыслы и рождает новые творческие идеи: теперь моя музыка будет звучать и в кинопроектах. Сейчас мы запускаем короткометражный художественный фильм о талантливом самобытном смоленском писателе и поэте Владимире Ионове. Много глобальных и в то же время актуальных проблем поднимаем – думаю, для зрителей этот фильм будет открытием. Продолжаю работать в жанре «классического кроссовера», при всей яркой зрелищности уже снятых на эту музыку видеоклипов, в них много философии и символизма, каждый зритель может найти при просмотре интересные ему идеи, что-то близкое и важное для его личного духовного пути. В ближайших планах – снимать полнометражный фильм, этим предполагаю заняться уже в этом году.

И совсем скоро состоится знаковое для меня событие – вокально-симфонический концерт «Пробуждение Земли». Это будет мировая премьера трех симфонических фантазий – «Песнь Табарной горы», «Святой Сатир» и «Пробуждение Земли» в исполнении большого симфонического оркестра МГАСО под управлением дирижера Николая Хондзинского. Концерт состоится 20 февраля в Светлановском зале Московского международного дома музыки. Это новая страница в моем композиторском творчестве, надеюсь, зрители получат удовольствие.

- Вы всегда были философом и экспериментатором в музыке. «Пробуждение Земли» – о чем эта история? Как была задумана и как рождалась музыка? Что значат эти произведения для Вашего творчества в целом? И почему московской публике стоит прийти именно на этот концерт?

- Содержание музыкального и поэтического произведения невозможно передать словами, тем более сложно прогнозировать восприятие и давать оценки. Предоставим это музыковедам, которые, бесспорно, вынесут свой вердикт. Что касается задумки – это продолжение моих исканий, мыслей о сущности любви, мудрости природы, древнейших знаний о мире, которые направляют нас сегодняшних, подсказывают, как вместить и принять мир в любых его материальных воплощениях, внеземных сущностях, исторической динамике. Меня всегда интересовали глубокие идеи, может, даже с философско-религиозным акцентом. Одна из фантазий называется «Святой Сатир». Сатир - герой старинной легенды, который пришел в христианский мир из языческого и прислуживал в католическом храме. Идея воодушевила меня – я подумал, что в душе каждого человека живет такой Сатир: животное, которое может стать человеком, и даже Святым, поднявшись над обычной человеческой жизнью. Это касается каждого – ведь каждый день, каждый миг мы стоим перед выбором, как жить дальше: оставаться животным, стать человеком, или подняться над собственной человеческой сущностью, посвятив свою жизнь духовному развитию. Вот об этом и будет мое произведение – об эволюции мифического Сатира, который не боялся познавать истину, и в результате был удостоен чести именоваться Святым.   Чем Сатир заслужил свою святость? Об этом, как и о многом другом, предстоит задуматься моим зрителям… 

После литературного воплощения Франса и живописного прочтения Врубеля легенда о Святом Сатире обретает музыкальную жизнь. Чтобы через прекрасные звуки симфонического оркестра и человеческого голоса приблизить человека к пониманию себя. А значит, и мира…

Поделиться:

Наверх