«От старых традиций к новым возможностям…»
В 2018 году в Забайкальском краевом училище искусств началась реализация системы наставничества. Эта работа стала одним из путей решения стратегической задачи, поставленной Президентом России В.В. Путиным и отраженной в Федеральном проекте «Социальная активность» Нацпроекта «Образование». В результате был накоплен интереснейший опыт, которым коллектив училища готов делиться с другими регионами

Наставничество как социальный институт и культурная практика зародилось еще в древние времена: понятие воплощает диалектику традиций и новаторства, опыта и творческого прорыва, мудрости и креативности. Наставник – не просто образованный человек с богатым жизненным опытом, хорошей профессиональной подготовкой, обладающий способностью научить, направить, но и образец для подражания и своеобразный «катализатор» духовного роста будущего члена общества. Он, подобно Сократу, пробуждает духовные силы ученика, подобно Платону, руководит его восхождением к миру идей, подобно Ж.-Ж. Руссо (что считается наиболее сложным!) умеет ничего не делать с учеником, высвобождая в нем тем самым внутренние силы саморазвития.

В России традиция наставничества наполнена особым смыслом: ни одна страна мира не имела столь правдивого и высокодуховного искусства, пропагандирующего ценности наставничества как в бытовых и семейных отношениях, так и в глобальных вопросах человеческого бытия. Нравственно-образовательный опыт наставничества, тем более ценный, что он вошел   в золотой фонд мировой культуры, не имеет аналогий в мировой практике. Он был подхвачен в советское время как действенная форма профессиональной подготовки и воспитания молодежи, и в наше время, бесспорно, заслуживает изучения. Ведь это так важно для нас сегодняшних – усвоить мудрость предков и внедрить в нашу жизнь.

Так что данное направление не ново по своей сути: исторически сложилось так, что сама система художественного образования в России изначально строится на принципах преемственности и наставничества. Но вопрос комплексного подхода, позволяющего методически обоснованно и практически системно внедрять эти принципы в жизнь образовательного учреждения и добиваться результатов принципиально нового уровня, требует научно-методической проработки и нестандартных практических решений.

В Забайкальском краевом училище искусств была разработана модель наставничества, которая пронизывает все сферы учебно-образовательного процесса. В течение 3х лет (с 2018 по 2021 гг.) в педагогическом коллективе была обозначена для работы единая учебно-методическая тема «Роль наставничества в подготовке кадров для учреждений сферы культуры и искусства в Забайкальском крае» – сквозной линией она проходила по всем запланированным мероприятиям.

Забайкальское краевое училище искусств на протяжении многих десятилетий выполняло роль культурно-образовательного центра в сфере искусства: научно-методические конференции, обучающие мероприятия, конкурсы, творческие встречи выявляли лучшие практики наставничества, преподаватели школ искусств из года в год проходили обучение в рамках реализуемой в течение многих лет в училище Программы социального партнерства и взаимодействия с работодателями. Центр наставничества, созданный в училище в 2018 г., вывел тему на качественно новый уровень, позволив обобщить опыт наставничества в творческой среде Забайкальского края.

Была разработана нормативно-правовая документация, фирменный стиль Программы. Ежегодно стали проводиться производственные совещания с директорами ДШИ по проблемам отраслевого образования в регионе. Была проведена краевая научно-практическая конференция «Роль наставничества в образовательных организациях сферы искусства: способные вдохновлять» (по итогам издан сборник), I Городской открытый конкурс среди преподавателей ДШИ «Лучший наставник 2020»; состоялся конкурс эссе среди студентов училища на тему «Роль наставника в моем профессиональном и личностном становлении».

В училище были определены три основные вида наставничества: внутри педагогического коллектива (опытный педагог-молодой педагог); наставничество над студентами (педагог-студент); внешнее наставничество (педагог училища-педагог ДШИ). Было проведено анкетирование, по результатам которого за каждым из молодых преподавателей приказом директора был закреплен опытный преподаватель-наставник.

Наставничество в студенческой среде реализуется посредством взаимодействия студентов старших курсов с младшими. Осуществляется оно в рамках системы студенческого самоуправления, наставничества по отделениям, в творческих коллективах, в студенческом самоуправлении в общежитии, в секции педагогической практики, в рамках внеклассных мероприятий и волонтерской деятельности. В марте 2019 г. среди студентов было проведено анкетирование на тему наставничества в училище. Интересен взгляд самих студентов на этот вопрос: они дают более содержательную, развернутую и эмоциональную характеристику образа наставника в отличие от учителя как основного транслятора знаний.  Анкетирование было проведено и с их наставниками: 100% преподавателей говорят о том, что деятельность в роли наставника положительно влияет на их профессиональное становление, 83% опрошенных хотели бы в дальнейшем развиваться в данном направлении».

«Трехлетний рубеж реализации единой методической темы по наставничеству завершен, но стратегический вектор, обозначенный педагогическим коллективом, который позиционирует училище как культурно-образовательный центр отрасли искусства в регионе, продолжает свое развитие. Сверхзадача сформулирована в Программе развития училища на 5 лет «От старых традиций к новым возможностям», где название говорит само за себя, – рассказывает директор Забайкальского краевого училища искусств Татьяна Анатольевна Буданова. – И вот конкретное воплощение этих новых возможностей – грандиозное мероприятие, Первый Забайкальский детский патриотический культурный форум «Во имя Zавтра», который реализуется под эгидой Министерства культуры Забайкальского края и пройдет с 3 по 5 мая. На форум приедет 360 талантливых детей из 30 ДШИ Забайкалья. Их ждут три незабываемых дня общения в живой творческой атмосфере: мастер-классы, экскурсии, театральные спектакли, патриотическая программа – открытие Аллеи Героев России, закладка Капсулы Будущего, выезд на Мемориал Боевой и трудовой славы Забайкалья, возложение цветов к Вечному огню. Все направления курирует наше училище, разработчик и организатор конкретного наполнения системы мероприятий. Сама идея – воспитывать детей комплексом средств художественного репертуара и патриотического воспитания – родилась в русле нашей системы наставничества. Мы вырастили наставников до такого уровня, что они могут реализовывать столь крупные проекты по разным направлениям. В контексте форума их 8: детский академический хор, детский народный хор, детский духовой оркестр, детский оркестр русских народных инструментов, хореографическое искусство, театральное искусство, изобразительное искусство, креативные индустрии. Наши спикеры за три дня подготовят сводные коллективы с детьми из регионов, которые выступят на завершающем Гала-концерте: масштабные задачи будут решаться на всех арт-площадках.  Будет и стратегическая сессия для педагогов – преподаватели училища продолжают обучение преподавателей ДШИ с учетом уже современных реалий, вызовов нашего времени. Очень важным концептуальным достижением форума мы считаем то, что культурные ценности и законы искусства будут постигаться в процессе творчества сквозь призму патриотизма, и это все – в сообществе детей и взрослых, где каждый может себя реализовать и сказать свое слово как личность, гражданин, артист».

Миссия форума – воспитание юного гражданина и патриота России средствами искусства. Цель – создание единого культурного пространства, новых ориентиров, которые будут способствовать развитию искусства в Забайкалье.

Именно это – главный вектор развития Забайкальского краевого училища искусств, объединившего мудрость и опыт старшего поколения преподавателей с энергичностью и творческой активностью молодежи. И именно благодаря такому подходу органично и естественно проходит в училище смена поколений: молодежь охотно возвращается в alma mater, чтобы юным задором и ярким креативом внести свежие краски в просветительскую миссию центра академического искусства Забайкальского края, где именно наставничество выполняет ведущую роль.

Сайт колледжа https://art-college.chita.muzkult.ru/

Поделиться:

Наверх