Ученье с увлеченьем!
В Рязановской детской школе искусств «Дар» разработана и давно реализуется система игровых контрольных по слушанию музыки и музыкальной литературе. В этом году мероприятия приобрели региональный масштаб – 1 апреля в рамках квеста «Ученье с увлеченьем!» встретились представители московских ДМШ и ДШИ

Учиться можно по-разному. Можно зубрить, не поднимая головы от учебников, можно читать «по диагонали», рассчитывая на наше русское авось – «Авось, вспомню…», а можно с интересом совершать открытия на каждом уроке, приводя знания «в действие».  Чаще всего на уроках слушания музыки и музыкальной литературы, которые оказываются наиболее сложными для наших современных гиперактивных детей, педагоги стараются максимально красочно рассказать о бесконечном разнообразии музыкального мира, а ученики, в свою очередь, могут сказать о музыке лишь два слова – весело или грустно. Так может быть можно не только рассказывать и слушать, но и показывать, дать почувствовать на кончиках пальцев, через осязание и даже обоняние? Вопрос этот в школе искусств «Дар» давно решен однозначно – не только можно, но и нужно!

 

Учеба или игра?

В ДШИ «Дар» интересные формы творческого синтеза давно рождаются при тесном взаимодействии различных видов художественной деятельности – в школе представлены все виды искусства и в результате их совместной работы рождаются яркие спектакли, концерты, тематические мероприятия. Даже такую сложную форму контроля, как музыкальные викторины, здесь превратили в настоящий праздник – когда не страшно, и не скучно, и дух захватывает от увлекательных логических задач и головоломок, архитектурных загадок и символических картин, таинственных предметов, которые, оказывается, может «оживить» музыка. И можно даже не заметить, что для учащихся это была самая настоящая контрольная.

Такие музыкальные игры (сегодня они называются популярным словом квесты) вот уже 10 лет разрабатывает и проводит заведующая теоретическим отделением ДШИ «Дар», дипломант конкурса «Лучший преподаватель ДШИ г. Москвы» Алсу Ринадовна Попцова. Разгадать предложенные в квестах задания непросто, приходится упорно готовиться: фотозагадки и фотовикторины требуют от учащихся развернутых ответов, касающихся знаний истории, архитектуры, живописи, обнаруживают необходимость проведения параллелей с музыкой. Чтобы не ударить в «грязь лицом», юные интеллектуалы штудируют темы музыкальных произведений, учат сложные термины, разбираются в жанрах и формах, вспоминают инструменты оркестра, погружаются в литературный и исторический контекст – и все это им отнюдь не в тягость. Оказывается, быть музыкальным эрудитом, который, пользуясь полученными знаниями, в командной игре приходит к полезным для общего дела и правильным выводам – пусть и непростая, но такая интересная и почетная роль. Вот и живут они от контрольной до контрольной, с нетерпением ожидая следующего квеста.

Но не только квесты-контрольные – обычные уроки музыкальной литературы в ДШИ «Дар» превращаются в увлекательный творческий процесс. Алсу Ринадовна – автор оригинальной системы пластического моделирования на уроках слушания музыки и музыкальной литературы. В основе методики идея визуального воссоздания прослушиваемого произведения: дети из цветных нитей и карточек выкладывают его модель, воспроизводя движение мелодии, инструментов оркестра, элементы композиции и драматургии. В результате даже те, кто пассивно наблюдает за процессом, включаются в продуктивный анализ. При этом педагогу не обязательно говорить – можно подправить визуальную модель в процессе ее создания, и уже после прослушивания обсудить произведение. Учащиеся фиксируют не только начальный образ темы, но и ее развитие, динамические оттенки, партии разных инструментов, изменение темпа. Самое главное – ничего не заучивается, не зазубривается, живая музыка проходит не только через слух, но и через глаза, пальцы детей, становясь частью визуального и сенсорного опыта.

 

Однажды в День смеха

Занимательный и познавательный квест «Ученье с увлеченьем!», посвященный Году педагога и наставника, стал новым этапом в развитии всех этих новаторских тенденций, и вывел начинание на новый масштабный уровень, внушительный и по географии участников, и по количеству организаторов (в квесте участвовали практически все преподаватели школы), и по представительству жюри. Мероприятие к тому же получилось очень веселым: 1 апреля все-таки, законный повод посмеяться. Среди участников – представители московских школ («Рязановская ДШИ «Дар», ДМШ №4, Троицкая ДШИ, ДМШ им. М.М. Ипполитова-Иванова, ДШИ им. В.В. Крайнева, ДШИ им. В.Д. Поленова, Вороновская ДШИ, Михайлово-Ярцевская ДШИ, ДШИ им. Н.Г. Рубинштейна), которые объединились в 8 команд с теплыми и жизнерадостными названиями «Волшебные колокольчики», «Скрипичный ключ», «Камертон», «Весёлые друзья-Симфония», «Квартет», «Солнечные лучики», «Аккорд», «Веселые нотки». Жюри возглавила руководитель окружного экспертного совета Северо-Западного административного округа Центра профессионального мастерства ГБУ г. Москвы «Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства» по направлению «Теория и история музыки», почетный работник культуры г. Москвы Элеонора Геннадьевна Никитина. В составе жюри – директор Рязановской ДШИ «Дар» Маргарита Сергеевна Баженова, директор «Киевской ДМШ», заслуженный артист России, почетный деятель искусств города Москвы Евгений Юрьевич Клепалов, кандидат искусствоведения, заведующий отделением музыкально-теоретических дисциплин ДШИ «Родник» Виктория Валерьевна Панфилова, заведующий отделом музыкально-теоретических дисциплин, куратор культурно-массовой деятельности Рязановской ДШИ «Дар» Алсу Ринадовна Попцова.

«Все задания были в необычном формате, реквизит – эксклюзивные предметы ручной работы, например, путеводитель команд – карта в старинном стиле, выполненная нашим преподавателем художественного отделения, – рассказывает Алсу Ринадовна. – Для команд были подготовлены четыре комнаты. Главная идея – музыку можно не только послушать, но и увидеть, потрогать, и даже попробовать на вкус. Так, в комнате «Волшебная шкатулка» ребят ждал накрытый стол – чай, кофе, шоколад, конфеты. Таким образом мы иносказательно напомнили им о балете П.И. Чайковского «Щелкунчик», и по звучащей музыке ребята определяли, о какой сладости идет речь. А после испытания с удовольствием продегустировали реквизит. В комнате «Картинная галерея» ребята должны были соотнести картины и музыкальные произведения, к которым они могли стать декорациями – очень полезный анализ, не узко музыковедческий, а ориентированный на взаимопроникновение искусств. В комнате «Оркестровая яма» ребят ожидали самые настоящие музыкальные инструменты и необычные аранжировки «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского. Последняя комната «Музыкальная лаборатория» стала экспериментальной. Мне давно интересно было попробовать мою методику пластического моделирования с неподготовленными детьми, и вот представилась такая возможность. Самое главное, что справились все, отметив, что это было самое сложное испытание, но и самое интересное».

Была в квесте и загадка, которая разрешилась только в конце мероприятия – в каждой комнате были «лишние» предметы, сопоставив которые, можно было догадаться, кто же является главным героем праздника. Им оказалась феерически обаятельная Баба Яга, роль которой сыграла преподаватель театрального отделения Маргарита Леонидовна Зараковская. Музыкальное сопровождение – «Баба Яга» Мусоргского в необычной аранжировке, сделанной преподавателем ДШИ «Дар» Ярославом Попцовым с вкраплениями фрагментов «Бабы Яги» Чайковского, «Шутки» Баха, «Прогулки» Мусоргского в необычном сочетании тембров электрической балалайки и фортепиано (Я.В. Попцов и В.И. Иванов). Финалом стало исполнение канона, который пели все вместе: по очереди вступали участники, учителя, родители, члены жюри. И, конечно же, вкусный чай и общение «взахлеб»: после пережитых эмоций и полученных впечатлений участникам было что обсудить. 

***

Учиться «с увлеченьем» в ДШИ «Дар», конечно же, продолжат. И будут вовлекать в интригующее и познавательное квест-движение все больше участников – после такого фейерверка идей вернуться к традиционному формату занятий и контрольных уроков просто невозможно. Алсу Ринадовна уже много лет делает методические сообщения на конференциях разного уровня, помогает педагогам-теоретикам внедрять в педагогическую практику свою методику: ее новаторские идеи приобретают все больший резонанс. Вопросов, конечно, много, у кого-то получается, кто-то сталкивается с неизбежными сложностями. «Поэтому мы и пригласили коллег к себе, чтобы показать, как конкретно это работает, – говорит Алсу Ринадовна Попцова. – Мероприятие станет традиционным, это заслуга всего нашего коллектива, и, прежде всего, директора Маргариты Сергеевны Баженовой, бессменного руководителя школы со дня ее основания, человека, который вот уже почти три десятка лет находит баланс между духом высокой культуры, традициями классического искусства и креативом, новаторским движением вперед. Все это вместе позволяет найти неповторимую интонацию, создать удивительную атмосферу, имя которой «Дар». И подарить нашим детям не всем доступный, а потому особо ценный подарок – возможность «ученья с увлеченьем».

Сайт школы: http://dar.arts.mos.ru/

Квест по Слушанию музыки "Ученье с увлеченьем!". Попцова Алсу Ринадовна. ДШИ "Дар"

Поделиться:

Наверх