Музыкальные восхождения – в Альпы и не только
Этой публикацией мы продолжаем новую рубрику, автором которой является наш постоянный обозреватель. Следите за еженедельными событиями вместе с Дмитрием МОРОЗОВЫМ.
(От редакции)

На прошедшей неделе мне удалось посетить лишь два концерта. Оба состоялись в «Зарядье» и оба стали событиями неординарными. В первом выступали «Виртуозы Москвы» под управлением Арифа Дадашева (солист Александр Рамм), во втором – МГАСО под управлением Эдуарда Топчяна (солист Юрий Фаворин).

***

Программа «Виртуозов Москвы» привлекала, прежде всего, возможностью услышать живьем Десятую симфонию для камерного оркестра Мечислава Вайнберга, чьи сочинения крупной формы крайне редко появляются на нашей концертной эстраде. Она была написана в конце 60-х для Московского камерного оркестра Рудольфа Баршая, сыгравшего премьеру и чуть позднее сделавшего превосходную запись. Уже ближе к нашим дням к симфонии обратился Гидон Кремер со своей «Кремератой Балтика», чья запись – более экспрессивная и в целом нисколько не уступающая первой – также доступна в интернете. И вот теперь – «Виртуозы».

Концерт, впрочем, был примечателен не только Вайнбергом. В первом отделении прозвучали раритетные «Вариации на тему Чайковского» Антона Аренского – чудесное сочинение, лишь в силу какого-то досадного недоразумения не ставшее по-настоящему популярным. «Виртуозы» под управлением Дадашева прекрасно передали характер и атмосферу этой музыки, чему не слишком повредил небольшой «раскосец» между группами в паре эпизодов первой части. Присутствовал в программе и хит – «Вариации на тему рококо» Чайковского, сыгранные Александром Раммом стильно и технически безупречно.

Во втором отделении настал, наконец, черед Вайнберга. Десятая симфония хотя и предназначена для камерного состава, в полной мере дает ощутить масштаб творчества этого композитора. Ее во многом медитативный характер завораживает, а барочные реминисценции расширяют музыкальное пространство, сообщая ему дополнительное измерение. Арифу Дадашеву удалось передать дух партитуры, точно выстроить форму с начальных и до заключительных тактов, добившись взаимопонимания с оркестром, заставив зал слушать затаив дыхание. И публика, в большинстве своем, как правило, не слишком предрасположенная к восприятию сложной музыки, требующей предельной сосредоточенности, откликнулась бурными овациями.

Дадашев явил себя не только отличным профессионалом, но и серьезным, глубоким музыкантом. Это еще раз подтвердила и сыгранная на бис пьеса его учителя Юрия Абдокова «Осенние молитвы» – музыка по-настоящему талантливая и проникновенная, почти классически ясная, но в то же время вполне оригинальная, имеющая собственное лицо. Жаль, что сочинения этого композитора нечасто встретишь в концертных программах.

В последние годы имя Арифа Дадашева все чаще появляется на столичных афишах. Вот и первая крупная оперная премьера сезона – «Царская невеста» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко – пройдет под его музыкальным руководством. В своих театральных работах дирижер демонстрирует, как правило, весьма достойное качество (к примеру, в недавней «Норме» на той же сцене он оказался гораздо тоньше и стилистически точнее, нежели официальный дирижер-постановщик Кристиан Кнапп). И если прежде ему ощутимо недоставало харизмы, то постепенно наращивается и она (а в том, что это свойство бывает не только врожденным, но и благоприобретенным, доводилось убеждаться неоднократно).

***

Эдуард Топчян как раз принадлежит к числу природных харизматиков. Москва по-настоящему открыла его для себя в нынешнем году, хотя и прежде маэстро время от времени давал здесь концерты. Во второй половине минувшего сезона Топчян выступал с несколькими столичными оркестрами, а также чрезвычайно успешно дебютировал в Большом театре как дирижер-постановщик «Луизы Миллер» (кроме того, встав за пульт в двух репертуарных спектаклях – «Тоске» и «Бале-маскараде»). В июне маэстро продирижировал «Фантастическую симфонию» Берлиоза в «Зарядье» с МГАСО, добившись от оркестра и впрямь фантастического качества. С такой отдачей и вместе с тем – звуковой роскошью этот коллектив, кажется, еще не играл. И вот – их новая совместная программа, кульминацией которой стала «Альпийская симфония» Рихарда Штрауса.

Споры о том, действительно ли это сочинение является симфонией или все же, скорее, симфонической поэмой, ведутся едва ли не с самой премьеры. У каждой точки зрения есть свои аргументы, но согласимся, что 50 минут (это в среднем: в записи самого Штрауса хронометраж составляет 45 минут, а у Топчяна было 54) для симфонической поэмы все же многовато. Можно было бы назвать ее музыкальным путешествием (по аналогии с road movie – фильмом-путешествием). Двадцать два программных эпизода переходят один в другой по вагнеровскому принципу, и точку перехода не всегда можно различить на слух. Но это – не просто программная, но и по большей части конкретно-иллюстративная музыка, в которую ничего особенно не вчитаешь. Можно лишь сделать в отдельных эпизодах те или иные акценты. Например, подчеркнуть многочисленные вагнеровские аллюзии, навеянные, по всей вероятности, тем обстоятельством, что как раз в период ее написания отмечалось 100-летие со дня рождения композитора, оказавшего столь большое воздействие на Штрауса. Есть и другое сопутствующее обстоятельство: Штраус начал писать «Альпийскую симфонию» в 1911 году, а это год смерти Малера, с которым их многое связывало. И малеровские аллюзии здесь также ощущаются – прежде всего, конечно, с Третьей симфонией, написанной в основном именно в Альпах и ими во многом навеянной (как тут не вспомнить рассказ Бруно Вальтера, навестившего Малера в тот период и услышавшего от него: «Не смотрите вокруг, я все это уже отписал»). Но можно предположить и то, что в «Элегии» – авторское название одного из эпизодов – композитор отдает дань памяти Малера…

Так или иначе это произведение, пусть и не слишком глубокое, дает отличную возможность оркестру проявить себя во всей красе. Задача дирижера – сделать музыкальное путешествие по Альпам по-настоящему увлекательным, заставить слушателя испытать ощущение, будто это он сам карабкается на горные вершины, пробирается по крутым тропинкам вдоль водопадов и ледников. Топчяну это удалось. Оркестр у него переливался всеми красками, а драйва порой было даже с избытком. Возможно, иногда маэстро немного злоупотреблял предельными звучностями, на каковые, впрочем, партитура Штрауса зачастую прямо провоцирует. Тем не менее его трактовка в целом была убедительной и впечатляющей.

В первом отделении исполнялся Четвертый концерт для фортепиано с оркестром Бетховена, в котором солировал Юрий Фаворин. Имя этого сравнительно молодого пианиста давно уже говорит само за себя. Правда, в отличие от иных более «раскрученных» коллег, Фаворин не стремится к внешним эффектам и не культивирует энергетику как основное средство воздействия. Его можно отнести к числу аристократов рояля. Своим туше и исполнительским стилем он в чем-то напоминает Мюррея Перайю. Бетховен у них с Топчяном получился немножко разный: у Топчяна – более мускулистый, а у Фаворина – более раздумчивый, лиричный, временами даже нежный, но все же не расслабленный, так что особого диссонанса между ними не возникало. А на бис Фаворин как бы перекинул арку ко второму отделению, сыграв пьесу из цикла Штрауса «Картины-настроения» (который он некоторое время назад играл целиком, и эту запись можно найти в интернете). Впрочем, музыка раннего Штрауса еще нисколько не предвещает того мегаломана-вагнерианца, каким он предстает в «Альпийской симфонии». Здесь он, скорее, наследник Шумана и Мендельсона, в котором ощущаются ростки не столько экспрессионизма, к которому он впоследствии пришел, но вовсе даже импрессионизма. И Фаворин сыграл эту пьесу со всей возможной тонкостью и изысканностью, испытывая от самого процесса нескрываемое наслаждение, в полной мере передавшееся публике.

***

Еще одним заметным событием недели стало исполнение «Немецкого реквиема» Брамса в КЗЧ. На самом концерте я, к сожалению, присутствовать не смог, но благодаря официальной трансляции, доступной на сайте Московской филармонии, некоторое представление все же получил. Интерпретацию Александра Рудина, дирижировавшего возглавляемым им с прошлого сезона Российским национальным оркестром, отличали, прежде всего, строгость и спокойное достоинство. На первый план закономерно вышла вокальная часть, а главными героями стали великолепные солисты – Владислав Сулимский и Альбина Латипова – и вокальный ансамбль Intrada. 

Фото Лилии Ольховой предоставлены пресс-службой МКЗ «Зарядье»

Фотоальбом
Юрий Фаворин и музыканты МГАСО Дирижирует Эдуард Топчян Ариф Дадашев и Виртуозы Москвы Александр Рамм, Ариф Дадашев и Виртуозы Москвы Юрий Фаворин и Эдуард Топчян Эдуард Топчян и музыканты МГАСО

Поделиться:

Наверх