Тонкий вкус и чувство меры
В Москве впервые выступила греческая сопрано Элени-Лидия Стамеллу. Камерную программу из музыки Ренессанса и раннего барокко певица представила в ДК «Рассвет» – сравнительно новом культурном пространстве на территории бывшего одноименного авиационного завода, в зале, достаточно просторном и, что особенно важно, с хорошей акустикой.

Элени-Лидия Стамеллу — имя для нас совершенно новое. Сольная карьера певицы пока непродолжительна: до недавнего времени (с 2012 года) она пела в хоре Теодора Курентзиса musicAeterna, с которым участвовала во многих нашумевших концертах и спектаклях в России и за рубежом, выступала и с сольными программами — в родной Греции, Германии, Турции, Испании, США и на Кубе; участвовала в Конкурсе имени Ферруччо Тальявини в Австрии (звание лауреата) и записала сольный диск с музыкой Вайля, Роты и Оффенбаха (нетривиальный набор!). 

Часовую программу московского концерта составили вокальные миниатюры для голоса и лютни. К сожалению, программка и конферанс отсутствовали. Как было заявлено в анонсе, Стамеллу выбрала сочинения Монтеверди, Пери, Каччини, Фрескобальди, Фальконьери «и других авторов». Стилистически все очень близки, хотя, конечно, в одних сочинениях чувствовалось больше архаики и первозданной простоты, в других — больше блеска, вокальных сложностей и разнообразия выразительных средств. 

С первого же взятого звука Стамеллу очаровала голосом приятного, ясного, нежного тембра и отличной вокальной школой, что выражалось в пластичности звуковедения, безупречности легато, равномерности звуковой эмиссии, ровности и отсутствии регистровых швов, а также в уверенном взятии верхних нот, которые оказались воистину небесно-ангельскими — прозрачными, ласковыми и звонкими. Репертуар не предполагал вокального экстрима, использования крайних нот певческого диапазона, звучание концентрировалось в основном на середине с незначительными отклонениями в верхний регистр, и верхушки брались мягко, эстетично и уверенно. Подкупала также естественная выразительность фразировки — вообще во всем облике певицы, ее манере держаться на сцене и вести музыкальный диалог с аудиторией не было ничего нарочитого, претенциозного, искусственного, что очень воодушевляло. Простота, искренность, сердечность, невычурность — отличительные черты искусства Стамеллу, которые оказались личностно близки каждому слушателю в зале. В век, когда вокальные звезды нередко стремятся эпатировать, обязательно удивить, Стамеллу поет задушевно, заботясь лишь о максимально достоверной передаче самой сути музыкального образа. В этом стремлении различные по характеру произведения получаются у нее одинаково убедительными, а вся концертная программа складывается в интересную палитру разнообразных настроений и ситуаций. 

Аккомпанировал на лютне петербуржец Константин Щеников-Архаров, исполнивший также несколько сольных номеров. Ансамбль с певицей сложился гармоничный: голос, естественно, был всегда на первом плане, радовала точность и чуткость аккомпанемента, следование малейшим вокальным движениям. Музыкантам удалось создать атмосферу изысканного и одновременно очень душевного музицирования, ни разу не изменив чувству меры и тонкому вкусу.

Поделиться:

Наверх