Музыка «Семёрки»
26 ноября в Белом зале Политехнического университета состоялся концерт музыки композиторов – педагогов и концертмейстеров Санкт-Петербургской детской музыкальной школы №7

Название концерта «Музыка «Семёрки» звучит на первый взгляд просторечно. Но оно вписывается в русло академической традиции. Оксюморон «Могучая кучка» невозможно точно перевести на другие языки, поэтому в иностранном музыкознании оно более известно как «Пятёрка», по числу участников. В первой половине ХХ века по аналогии было названо объединение французских композиторов «Шестёрка». Поэтому «Музыка «Семёрки» продолжает эту линию, с той лишь разницей, что композиторов, которые работали и работают в СПб ДМШ №7 - больше семи!

Более полувека школой руководит Альберт Сергеевич Яцевич. Его заслуга в том, что он смог собрать и удержать в школе такое количество творческих личностей.  Альберт Сергеевич сам является композитором, автором вокальных и инструментальных миниатюр. Его фортепианные пьесы исполнили Ирина Корнеева («Песня без слов») и Лидия Шаховская («На Карельском перешейке», «Маленький жонглер»).

Наверное, не найдется в нашей стране юного гитариста, в репертуаре которого не было хотя бы одного произведения Людмилы Николаевны Ивановой. Ею написаны десятки пьес, сюит, сборников этюдов для гитары. Около 40 лет она посвятила ДМШ №7. О ее творчестве написаны методические работы на тему сочетания художественных и технических средств в педагогическом репертуаре гитаристов. На концерте прозвучал «Старинный замок» Людмилы Ивановой в исполнении Артема Дряхлова.

Более 30 лет концертмейстером хора школы был недавно ушедший из жизни Вячеслав Евгеньевич Римша. Воспринимавший композиторскую стезю скромно, как служение, он в хоровых и инструментальных жанрах преломил темы родной земли и духовного озарения. Все детские хоровые песни и обработки Вячеслава Римши написаны специально для хора школы №7: многие из них создавались специально к конкурсным выступлениям, приносившим хору награды. Младший хор представил песни В.Римши из цикла «Как у бабушки Арины», старший – обработку народной песни «Уж как пал туман», Инна Кривонос (скрипка) – пьесу «О чем-то родном», а ансамбль деревянных духовых инструментов – эпическую «Старую песню».

Михаил Олегович Малевич широко известен не только камерными жанрами, но и ораторией «Страдалец до Голгофы», премьера которой состоялась в прошлом году в БЗФ. Хоровой жанр ему близок, и всегда на концертах школы звучат его хоровые произведения. Для этого концерта Л.А. Сардарова, руководитель младшего и старшего хоров, подготовила песни «Детский праздник» на стихи Т.Егоровой и «Солнышко» на стихи Л.Сидорова.

Три фортепианных дуэта М.Малевича, несмотря на их создание в разные годы и по разным поводам, можно соединить в целое: сожаление о невозможности праздника – «Золушка грустит» (Зарина Назмиева и Мария Королева), жизнерадостное предчувствие праздника – «Колокольчик» (Алина Абрамян и Георгий Барашев), и волнующий праздник – «Вальс» (Марк Серапионов и Алиса Аксенова). Пьеса «Ностальгия», исполняемая разными составами музыкантов, на этот раз зазвучала в красках «самого ностальгического», по определению автора, инструмента – гобоя (Мария Кивалова).

Кроме лирической, были показаны и другие грани творчества М.Малевича. Ансамбль виолончелистов «смешал» стили, в том числе ритмы арт-рока, в пьесе «Fusion exercise», а квартет фаготов по-былинному, с притопыванием, заявил о намерении «отправиться» «В поход».

Квартет фаготов добавил концерту и героические оттенки пьесой Юрия Забутова «Индейский напев», отсылающей к романтике вестернов. Юрий Сергеевич Забутов более 50 лет обучает в школе юных баянистов. Народным инструментам он посвятил большую часть своего творчества, но не ограничился ими. «Польку» исполнила на фортепиано Полина Береснева, а сентиментальные ноты «Вальса» «легли на струны» ансамбля скрипачей. И, конечно, были исполнены полюбившиеся многим детским хорам «Вкусные слова» на стихи А.Сутормина.

Не обошлось и без премьер – младший хор впервые исполнил «Семь нот» Натальи Обольской на стихи В.Сивакова. Также прозвучали ее хоровые миниатюры «Пасхальные песни» на стихи К.Бальмонта, и «Рождественская звезда» на слова автора. Яркая «Молдавская пьеса» была сочинена давно, но казалось, что создана специально для блестящего преподавательского дуэта Александра Тремасова (балалайка) и Марины Климовой (фортепиано).

Молодое поколение композиторов ДМШ №7, представителем которого на концерте был Марк Серапионов, ученик 9-го класса, воспитывает М.О.Малевич в классе композиции. Автор за роялем репрезентовал «Петербургскую элегию», в пассажах и аккордах которой были отнюдь не только элегические мотивы.

Торжественным финальным аккордом явилась песня Александра Андреева на стихи И.Акулиничева «Россия», которая приобрела сочные краски благодаря оркестровке М.Малевича, плотному звучанию оркестра и солисту-автору, оставившему на время свой пост концертмейстера хора.

«Мы планируем проводить music biennale композиторов школы, расширяя круг авторов из числа молодых педагогов и учеников класса композиции. Такие мероприятия стимулируют создание новой музыки, и, что не менее важно, позволяют ребятам-исполнителям и слушателям прочувствовать дух, или даже душевность школы, которая гордится своими традициями и уникальностью», – подытожила заместитель директора ДМШ №7 В.Н. Скуднева, автор идеи концертов «Музыка «Семерки».

Безусловно, этот концерт – событие и по масштабу творческих идей Санкт-Петербургской музыкальной школы №7, и по уровню подготовки всех участников преподавателями, которые переживали за кулисами, и чьи имена остались за рамками статьи.

Сайт школы: https://dmsh7.spb.muzkult.ru

Поделиться:

Наверх