Между композицией и импровизацией
Клавирабенд Федора Амирова с концептуальным названием Marriage of Structure and Freedom прошел в Московском культурном центре «Дом» 18 января

Этот московский пианист всегда в той или иной мере эпатировал публику, интриговал своей крайней экстравагантностью, которая в последние годы, кажется, становится для него если не самоцелью, то, во всяком случае, приоритетом. Выпускник Московской консерватории, лауреат XIII Конкурса Чайковского, а также других конкурсов Европы, Азии и Америки, участник множества международных фестивалей, экспериментальных музыкальных и сценических проектов, Федор Амиров никогда не замыкался на старой доброй классике. 

Его интересует все новое, в том числе новая композиторская музыка. Его мышление остросовременное и свидетельствует о незаурядной эрудиции в области новейшего музыкального искусства. Среди прочего он записал на компакт-диски все фортепианные сочинения казанского композитора-философа поставангардного толка Лоренса Блинова. Помню, как лет десять назад другой достойный автор, москвич Борис Франкштейн восхищенно рассказывал мне о Федоре Амирове как о самом интересном, креативном и заслуживающем всяческого внимания пианисте (Франкштейна он, между прочим, тоже играл неоднократно). 

Амирова привлекают самые разные направления – фри-джаз и рок, новая импровизационная музыка, мультимедийные перформансы. В последнем жанре, кстати, он наиболее органичен: его манера держаться на сцене с постоянным поглядыванием в зал перформативна уже сама по себе. Причем это не кокетство, а именно манера общения с публикой. Ему очень важен контакт с аудиторией: пианист как бы интересуется – как впечатление? Продолжать в том же духе? 

То, что делает Федор Амиров на сцене – не что иное, как сотворчество с композитором, яркий и эффектный «прибавочный элемент» (как сказал бы Казимир Малевич). Амирову удается сочетать законным браком структуру (композицию) и свободу (импровизацию), стереть границы между ними. Благо это позволяет материал: концертная программа – двойной портрет Фредерика Ржевского (Ржевски) / Фридриха Гульды. Оба автора предоставляют исполнителю изрядную свободу действия. 

Фредерика Ржевского – американского композитора и пианиста, сооснователя группы Musica Elettronica Viva, соратника Элвина Каррена и Ричарда Тейтельбаума, Джона Кейджа и Дэвида Тюдора российские любители современной музыки знают в основном по фестивалю «Московская осень», куда он приезжал, страшно сказать, четверть века назад (правда, приезжал и раньше, еще в 1980-е, но это совсем уж стародавние времена). В одном из концертов «Осени» звучала его музыка, а сам он участвовал в композиторской конференции «Страсти по поставангарду», проходившей в рамках фестиваля в Доме композиторов. Теперь это кажется легендарным событием. И вот после его ухода в мир иной в 2021-м его музыка снова зазвучала в Москве – додуманная, домысленная Федором Амировым. 

Сначала – российская премьера сочинения Winter Nights с импровизом в пуантилистическом духе: полистильные зимние «ноктюрны», где Амиров не страшился длинной педали. Также прозвучали безумно сложные «Североамериканские баллады» (North American Ballads), в которых пианист демонстрировал стопроцентную техническую оснащенность, обеспечивающую полную свободу самовыражения. Казалось бы, в области фортепианной фактуры уже невозможно ничего изобрести, но Фредерик Ржевский как пианист, знающий дело изнутри, точно поспорил бы с этим утверждением. Перед каждой балладой звучала фонограмма с первоисточником – госпелом или блюзом, лежащим в ее основе. Интересно, что композитор обращается с первоисточниками подобно тому, как это делал в свое время его соотечественник, патриарх американской музыки Чарльз Айвз. Это крайне модернизированные ремейки со стилевыми контрастами. Федор Амиров собственным примером призывал публику танцевать. Слушатели же в большинстве оказались слишком воспитанными или стеснительными, а, возможно, ленивыми. 

Вторая персона «двойного портрета» – австрийский пианист и композитор Фридрих Гульда – покинул этот мир еще в 2000 году в день рождения Моцарта (о своей мечте умереть именно в этот день он неоднократно заявлял). Гульда не был чисто классическим пианистом, интересовался и джазом, и рок-музыкой, так что в этом плане особенно близок Федору Амирову. В 1955-м Фридрих Гульда открыл в Вене джаз-клуб Fatty’s Saloon. Среди прочего он – автор двух концертов для фортепиано и джаз-бэнда. В 1972 году гастролировал по Южной Америке с группой Weather Report, в 1982-м записал альбом дуэтов-импровизаций The Meeting с Чиком Кориа. 

Так что синтез джаза и классической формы в Сонатине Фридриха Гульды был вполне ожидаем. Тот же синтез проявлен и в Прелюдии и фуге на джазовую тему, и в Вариациях (Федор Амиров объяснил, что по сути это чакона). На десерт он припас «Вариации на тему Light My Fire» (тема американской рок-группы The Doors), и ему, несомненно, удалось зажечь публику. Это была сумасшедшая энергия, которой невозможно было оставаться непричастным. 

Фото Александра Панова

Поделиться:

Наверх