Осторожно — юбилей!
Солистка Большого театра, заслуженная артистка России Александра Дурсенева отпраздновала в Зале Шнитке Дома музыки двойной юбилей, предложив в афише остерегаться ответственного слова

Действительно, от «юбилея» веет значительностью и немножко скукой. Последнее — точно не про Александру Дурсеневу, артистку задорную, жадную до нового, невозможную придумщицу и фантазерку. Тем не менее время неумолимо, и юбилеи рано или поздно подкрадываются ко всем. У Александры Леонидовны он в этом году и личный, и творческий. Про первый мы скромно умолчим, а что касается второго, то исполнилось ровно 30 лет с того момента, как победительница Конкурса Глинки и еще нескольких международных состязаний, солистка Харьковского театра оперы и балета им. Лысенко была приглашена в Большой театр, где с тех пор и служит. И пусть даты обязывают, не в традициях Дурсеневой ни унывать, ни почивать на лаврах, поэтому на афише вечера она начертала: «Осторожно — юбилей!». 

Музыкальное торжество получилось феерически разнообразным — и по составу участников, и по исполняемым произведениям, наконец, по нарядам, в которых, не уставая их менять, блистала юбилярша: сразу было ясно, что перед нами — настоящий человек театра, способный превратить в театр все вокруг. 

«Житье у нас — и умирать не надо! Что день — то пир горой!», — бодро возгласила Александра Дурсенева в первом номере, которым оказалось ариозо Басманова из «Опричника». В этой опере в конце 1990-х Дурсенева блистала в Большом, а позже в Италии: ее контральтового окраса меццо всегда было востребовано в партиях травести, таких как Басманов, глинкинские Ваня и Ратмир. Басманова Дурсенева спела по-прежнему сочным, шоколадно-мягким, обволакивающим контральто, в котором сочетался юношеский задор и томление запретных желаний, естественное для неоднозначного героя ранней оперы Чайковского. 

В чисто оперном амплуа Дурсенева вышла на сцену еще только дважды, неподражаемо разыграв с Романом Улыбиным сцену Дуэньи и Мендозы из «Обручения в монастыре» и по-барочному строго спев с Татьяной Ланской дуэт Корнелии и Секста из генделевского «Юлия Цезаря». А кроме оперы подарила жаркую «Испанию» Де Фальи, россиниевский «Кошачий дуэт» (его поделили на троих — с Дурсеневой пели Ирина Долженко и Владимир Самсонов), зонги Курта Вайля, «Невзыскательного любовника» Шёнберга, современную камерную музыку — миниатюры Александра Науменко и Владимира Агопова. Завершила все опереттой, представ с Всеволодом Гривновым в дуэте Ганны и Данило из «Веселой вдовы», напомнив, как в этой партии звучала в кино незабвенная Елена Образцова, и показав, что не менее убедительно и интересно ее может петь не только меццо, но и контральто. Такой стилевой «разброс» не случаен: Александра Дурсенева, помимо оперы, широко известна камерными программами, каковых в последние десятилетия сделала немало — от классических романсов русских и европейских композиторов до песен упомянутых Вайля, Шёнберга и ультрасовременных сочинений. 

Огромная программа для сольного концерта! Со столь циклопическим набором сегодня мало кто отваживается выходить на сцену. Но и это было отнюдь не все. Выступали и друзья юбилярши — их музыкальные приношения составили еще одну полноценную программу. При этом вечер не показался затянутым или избыточно помпезным, поскольку в нем было обилие стилей, много юмора и, главное, высококлассное музицирование. 

С вокальными поздравлениями выступили: Дмитрий Баландин из РАМТа, спев разными голосами — то баритоном, то контратенором — анонимную чакону «Рай или ад»; Татьяна Ланская из фонда «Бельканто», исполнив католический гимн на текст Фомы Аквинского O salutaris hostia («О жертва искупления») современного латвийского композитора Эрика Эшенвальдса; Владимир Самсонов из Мариинки — с куплетами Мефистофеля из «Фауста» Гуно, причем прозвучали они по-русски, от чего мы все давно отвыкли; Александр Водопьянов, сверхартистично «сыграв» «Маленькую балерину» Вертинского; Всеволод Гривнов, с настоящей веристской страстью и высококлассным мастерством спевший арию Су-Чонга из «Страны улыбок» Легара. 

Прозвучало немало инструментальной музыки для разных составов, но доминировал рояль, за которым попеременно появлялись концертмейстеры разных поколений — от маститой Любови Орфеновой до юной Любы Дурсеневой. 

Итог — публика получила море впечатлений и покидала зал с ощущением праздника, который в свой день рождения ей подарила Александра Дурсенева.

Фотографии предоставлены Московским международным Домом музыки

Поделиться:

Наверх