Top.Mail.Ru
Блеск и нищета классической гитары
Это не пафос и не литературная гипербола. Вопрос стоит действительно остро. С одной стороны - один из самых востребованных музыкальных инструментов, который поступающие и учащиеся ДМШ выбирают даже чаще, чем сверхпопулярное во все времена фортепиано. А с другой - проблема непризнания классической гитары академическим сообществом

Наличие этой проблемы, де-факто носящей тотальный характер, констатируется самими гитаристами, причём на самом высоком уровне. Проблема есть, но нет полной ясности даже относительно ее причин. Как следствие, назрела необходимость ситуацию прояснить. И, чтобы исключить фактор взаимонепонимания в этом вопросе, крайне важно сделать это при участии как самих гитаристов–классиков, так и академического музыкального сообщества.    

На протяжении многих лет наша редакция обращается к вопросам развития классической гитары. На страницах газеты были опубликованы многочисленные материалы, посвящённые деятельности известных гитаристов-классиков, исполнителей и заслуженных педагогов. Как правило, у них, особенно на уровне педагогов ВУЗов, нет сомнений в правильном, последовательно-поступательном развитии в РФ искусства игры на КГ в ХХI веке.  Причём связано это с внедрением в   учебный процесс, начиная с ДМШ, самых передовых в мире принципов работы гитаристов над техникой и звуком, принятых практически во всём мире в последние 20 лет ХХ века, в частности, обязательного использования ими т.н. «прямого запястья правой руки».

Подтверждением успешности развития КГ в РФ принято считать многочисленные победы молодых российских гитаристов-классиков на престижных российских и международных гитарных конкурсах.

Но в то же время всё отчетливее проявляются отрицательные «производные» от факта непризнания классической гитары филармонически-академическим музыкальным сообществом. В данном случае речь идёт о постоянном снижении количества и престижности сольных филармонических гитарных концертов; проблемах с новыми рабочими местами для педагогов-гитаристов в ВУЗах; нахождении КГ в структуре отделений народных инструментов; закрытии на уровне ВУЗа единственной в РФ кафедры классической гитары. И всё это, подчеркнём, при постоянном росте популярности и увеличении числа желающих играть на КГ в системе ДМШ.

При этом для гитаристов-классиков России, как, впрочем, и для стран Европы, Америки характерно связывать проблемы непризнания КГ с отсутствием достойного репертуара, а что касается исполнительской техники и качества звука, то якобы всё обстоит отлично. Подобные выводы вызывают, как минимум, сомнения в их объективности.

Наша редакция пыталась привлечь внимание профессионалов и широкой общественности к этой проблеме в статьях, опубликованных в газете «Играем с начала» в 2017 и в 2019 годах. Была рассмотрена альтернативная концепция причин «непризнания КГ» с точки зрения одного из известных российских гитаристов Дмитрия Нилова. Окончив РАМ им. Гнесиных (класс проф. А.К. Фраучи), Дмитрий Нилов с 2003 года дал сотни концертов в филармонических залах РФ, Белоруссии, Литвы, Украины, выступал в Испании, Бельгии, Франции, Германии, Нидерландах, Люксембурге. Нами был представлен анализ результатов концертной деятельности Дмитрия Нилова, в первую очередь, с точки зрения отличия качества звука исполняемой им музыки от других концертирующих гитаристов-классиков. Мы опирались на интервью с самим Дмитрием Ниловым, на записи его концертов, на информацию от его концертного администратора С. Быковского, который с 2002 по 2015 годы постоянно сопровождал музыканта в гастрольных поездках и осуществлял активную коммуникацию по вопросам организации и оценки результатов концертов Дмитрия Нилова с руководством и экспертами филармоний, местными гитаристами и публикой.

Результаты оказались любопытные. Мы констатировали у Дмитрия Нилова принципиально отличную от общепринятой у гитаристов-классиков эстетику и культуру концертного звука. Базовое отличие - совершенно новый для КГ уровень «связанного» (или плавного) звукоизвлечения. Вывод – классическая гитара действительно академический инструмент, она интересна филармонической публике и может вызывать дополнительный интерес к концертам классической музыки не только гитаристов, но и, например, пианистов, скрипачей, виолончелистов. При этом, по мнению экспертов филармоний, за этой эстетикой и культурой звука «стоят» практические методические наработки Дмитрия Нилова, которые можно изучать и использовать в организации учебного процесса обучения игре на КГ, начиная с ДМШ.

Мы надеялись, что поставленные в наших материалах вопросы станут предметом обсуждения тех, кто в силу своих должностных полномочий фактически несёт ответственность за развитие гитарного искусства в нашей стране. Ведь на сегодняшний день в РФ есть тысячи педагогов-гитаристов в ДМШ и СМУ, 8 профессоров, около 18 доцентов и семь кандидатов наук по КГ в ВУЗах. Это более чем приличный научно-методический ресурс. Однако, наше обращение к гитарному сообществу не вызвало никакой реакции – ни официальной, ни даже полуофициальной.

Об этом можно только сожалеть. Тем более, что профессиональный интерес к Дмитрию Нилову как исполнителю и к его методическим наработкам уже был и тогда. Об этом говорит тот факт, что в 2021 и 2022 гг. его концертный администратор С. Быковский был приглашён на Первую Всероссийскую научно-практическую конференцию «Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации, перспективы» (2021г.) и Вторую Всероссийскую научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы методики преподавания игры на гитаре в системе с докладами на тему «Проблемы профессионального и любительского исполнительства» (2022 г.).

В своих выступлениях на конференциях С. Быковский не только привёл результаты анализа проблем исполнительства на КГ, но и озвучил конкретные и неординарные предложения Дмитрия Нилова по отношению к изменению существующей системы обучения, которая, как уже говорилось, с 2002 развивается в РФ на основании «мирового тренда» – обязательного использования в ДМШ уже с начальной стадии «прямого запястья» правой руки.

«…Первое – первичное обучение нужно начинать с использованием классической постановки правой руки, а первые 3 (а лучше 4) года - только с безногтевым звукоизвлечением;

второе – на 10-15 лет объявить мораторий на проведение гитарных конкурсов для учащихся, не достигших 14 лет. Выработать критерии оценки работы педагогов ДМШ, не основываясь на конкурсных достижениях их учеников;

третье – необходимо соблюдение принципа добровольности и целесообразности в обучении, т.е. никакого диктата. Главное, чтобы в учебном процессе была освоена свобода игрового аппарата, а это предполагает освоение классической постановки «правой руки».

Кроме того, С. Быковский в статье к докладу 2022 г. привёл резко отрицательные оценки состояния процесса и уровня обучения игре на классической гитаре в системе ДМШ РФ. А на вопрос – есть ли свет в конце тоннеля? – ответил положительно, но отметил необходимость компетентно и вдумчиво анализировать весь спектр проблем и наработки всех гитаристов, в том числе и Дмитрия Нилова. Потому что альтернатива этому процессу (по мнению СБ) - дальнейшее формирование очень специфической классическо-гитарной субкультуры, носящей всё более и более эрзац-академический характер… В такой ситуации родителям стоит задуматься о том, что обучение детей игре на гитаре в ДМШ скорее принесёт их детям больше вреда, чем пользы, с точки зрения развития интеллекта и слуха.

Столь острая постановка проблемы побудила нас вновь предоставить нашу информационную площадку Сергею Быковскому с тем, чтобы он изложил свое понимание сложившейся ситуации.

А формальным поводом для этого интервью стала телевизионная передача от 2 марта 2024 в эфире телеканала «Россия. Культура»: ток-шоу с М. Швыдким «Агора» на тему: «Музыкальное образование в России» (https://smotrim.ru/video/2768820). Свое компетентное мнение высказывали ведущие деятели культуры РФ в области классического музыкального образования и исполнительского искусства. Среди них были представители всего спектра учебных организаций, начиная с начального уровня - В. Казакова (директор ДМШ им. Н. П. Ракова), среднего-специального - М. Хохлов (директор Московской ССШ (колледжа) им. Гнесиных) и высшего - В. Пясецкий (ректор ЦМШ – АИИ, профессор).

Вопросы были поставлены интересные: Каким будет музыкальное образование в нашей стране? Что ждёт музыкальные школы, училища и ВУЗы? Чего не хватает в начальном музыкальном образовании для подготовки не только лауреатов, но и публики для концертов именно классической музыки?

Эти вопросы мы задали и Сергею Быковскому, переориентировав их на актуальные в данном случае проблемы классической гитары. И вот каким получился его ответ. 

Сергей Быковский: Действительно, со стороны педагогов по КГ всех уровней, но особенно ВУЗов (к ним, в лице проф. Матохина С.Н., было осуществлено прямое обращение), нет никакой реакции на публично озвученную в докладах на Всероссийских конференциях критику самих основ системы и принципов обучения игре на КГ на уровне ДМШ, вплоть до резко негативной оценки исполнительских результатов с точки зрения качества звука и развития интеллекта ВСЕХ гитаристов-выпускников ДМШ. Поэтому остаётся только предполагать, с чем это может быть связано. Допускаю, что причина - всё более возрастающее в регионах РФ количество гитарных детско-юношеских конкурсов-фестивалей и постоянный рост числа победителей и лауреатов, что и принято рассматривать как развитие гитарного искусства. Создаётся впечатление, что «блеском» и медийным глянцем этих мероприятий (публичная раздача красивых дипломов; яркие афиши; программки к концертам; статьи и интервью для СМИ, передачи на радио и ТВ каналах, совместные фотографирование, видеорепортажи, счастливые лица победителей, их родственников,  их педагогов в ДМШ и членов жюри-педагогов ВУЗов), пытаются «прикрыть» очевидную «нищету» филармонического сольного концертирования гитаристов с программами из классического репертуара, особенно прогрессирующую в последние 10 лет. Престижность, количество и посещаемость таких концертов постоянно снижается, в регионах практически нет полноценных гитарных сольных абонементов.

Но допускаю, что для понимания данной ситуации стоит иметь в виду вывод, сделанный ещё 200 лет назад известным философом Шопенгауэром: «…ближайшее последствие появления блистательного отличия часто состоит только в том, что все сотоварищи по профессии, задетые этим за живое, как птицы с павлиньим хвостом, погружаются в глубокое молчание, и так единодушно, как будто по уговору: у всех у них отнимаются языки: это и есть silentium livoris (злобное молчание) Сенеки. Это коварное и упорное молчание, известное под техническим термином игнорирования, может иметь долговременный успех, когда (как, например, в высших науках) ближайшая публика и судьи такого отличия состоят из одних специалистов, товарищей по профессии, и, следовательно, более обширная публика, не вдаваясь сама в изыскание, пользуется правом голоса только опосредованно, через этих специалистов».

Судя по полному отсутствию реакции в гитарном сообществе на уровне ВУЗов на наработки ДН, этот вывод вполне актуален и в настоящее время. Хотя, вообще-то, речь должна идти только о том, как можно учить играть на КГ, чтобы она была признана академическим сообществом и, начиная с ДМШ, приносила бОльшую пользу в интеллектуальном развитии учащихся-гитаристов для воспитания не только исполнителей, но и публики, а никак не о том, кто из гитаристов-классиков играет лучше. … Тем более, что для классического музыкального сообщества РФ характерно активно и публично обсуждать самые разные вопросы состояния музыкального образования и исполнительства. Любопытный пример такого рода - передача «Агора. Музыкальное образование в России», ставшая информационным поводом для нашего разговора.

Ведущий М. Швыдкой с первых слов обозначил ситуацию: да, российская система музыкального образования - одна из лучших, если не лучшая в мире, но сегодня она нуждается в «переформатировании», т.к. находится в сложном положении. В связи с чем участникам передачи было предложено поговорить не только о том, как воспитать выдающихся лауреатов, но и о том, как воспитать публику концертов классической музыки. Это очень интересная и правильная постановка вопроса. Участники передачи активно поддержали наличие, значимость и актуальность этой проблемы. Так, ректор ЦМШ – АИИ В. Пясецкий отметил, что в Токио десятки концертных залов, и они заполняются, а в Москве нет такого количества публики, которая заполняла бы весьма ограниченный перечень концертных залов столицы. В ходе обсуждения были рассмотрены несколько вариантов действий для исправления этой ситуации на уровне ДМШ. Например, было высказано предложение рассматривать художественное образование не как подготовку к профессиональной деятельности музыканта, а как к деятельности, которая дает возможность стать человеку… лучше. Предлагалась ориентация на повышение уровня преподавания, пропаганду классической музыки. Это всё правильно, но остаётся открытым вопрос, почему, например, ещё со времён СССР на протяжении десятков лет обучение детей в ДМШ так и не привело к сколько-нибудь значимому развитию культуры посещения концертов классических музыкантов и росту их привлекательности для населения. Парадоксальная ситуация: есть постоянный рост числа молодых талантливых классических исполнителей, но при этом никак не растёт количество публики, посещающей такие концерты.

Чтобы понять, почему, попробуем проанализировать ситуацию, расширив, в том числе, её философский и географический аспекты. Так, в странах Западной Европы в последние 20-30 лет культивируется точка зрения об эстетике звука классической музыки как «аристократически-элитарной» - для довольно узкого слоя населения. Якобы фактически она чужда культурным предпочтениям основных масс. В этом утверждении есть рациональное зерно. То есть, классический звук музыки широким массам не знаком, не близок, и, по большому счету, не интересен. Осознавая это, была предпринята попытка массового обучения классической музыке, начиная с детского возраста. Увы, судя по телепередаче, результат – не очень обнадёживающий. В надежде привлечь интерес населения, классические музыканты пытались (и пытаются) «демократизировать» репертуар, стиль и даже формат концертного исполнения классической музыки. Но тут тоже «прорыва» не случилось. Хорошие симфонические оркестры и солисты, конечно, могут собрать полные залы, исполняя концертные программы из музыки, например, к популярным кинофильмам (а также на основании рока, джаза и пр.), но это никак не приводит к статистически значимому росту интереса населения к концертам артистов со «стандартными» классическими программами.

Почему я, дилетант в классической музыке, счёл необходимым сегодня углубиться в эту тему? Дело в том, что мой опыт работы по организации концертов Дмитрия Нилова в филармониях и участие в его гастрольных поездках дали определенную информацию к размышлению.

Уже на основании результатов первых концертных сезонов Дмитрия Нилова 2003-2007 гг. было выявлено, что уже со второго его концерта в одной и той же филармонии отмечалось повышение интереса к концертам не только самого Дмитрия Нилова и, кстати, других гитаристов-классиков, но и к сольным фортепианным и скрипичным концертам – особенно после исполнения Дмитрием Ниловым переложений произведений для этих инструментов. Причём наиболее значимо то, что это был интерес не только среди филармонической публики, но и среди людей, не относящихся к таковой, но побывавших на концертах Дмитрия Нилова.

Один из выводов был интересный: звук гитары близок культурному коду значительной части населения РФ. Поэтому, если внедрить в учебный процесс гитаристов методические наработки Дмитрия Нилова и соответствующие им академические принципы культуры и эстетики звука исполняемой на КГ музыки, в течение следующих 10-15 лет можно ожидать появления из числа учащихся-гитаристов ДМШ концертной публики «академической» направленности и примерно 10-12 молодых концертирующих классических гитаристов, выступающих в филармониях РФ с программами из классических произведений. Привлекательность же для населения звука исполняемых на КГ переложений, например, фортепианной (Альбениса, Гранадоса) или скрипичной музыки (И.С. Баха), вполне может вызвать желание услышать, как эти произведения звучат на оригинальных инструментах.  То есть, де-факто классическая гитара может стать как бы «промежуточным» классическим музыкальным инструментом между более «пассивными» по отношению к классической музыке слоями населения (но которым «близок» звук гитары) и «стандартными» классическими музыкантами (пианистами, скрипачами и пр).

В результате, уже к середине нулевых годов ХХI века, сложилась уникальная ситуация. На одной чаше весов – авторитет сотен успешных классических гитаристов всего мира, проповедующих уже около 40 лет необходимость техники игры с прямым запястьем правой руки, соответствующие этому принципы обучения и культуры звука. Но это никак не привело к признанию КГ академическим сообществом, к активной и престижной сольной филармонической деятельности гитаристов. А на другой чаше – гитарист-классик из России Дмитрий Нилов, который продолжил традиции тарреговско-российской гитарной школы в части постановки правой руки и отношения к культуре звука своего педагога А.К. Фраучи.  А с 2000-го года стал активно внедрять в процесс работы над техникой и звуком упражнения для отработки основных принципов и требований скрипичной консерваторской школы в работе над звукоизвлечением (в частности - контролю продолжительности звучания каждой ноты) на основе обеспечения свободы всего игрового аппарата, пластичного туше и абсолютно нового уровня синхронизации движений пальцев обеих рук.  Фактически речь шла о работе музыканта над тем, что у скрипачей называется постановкой звука. С тем же, как у скрипачей, но отличным от принятого у гитаристов уровнем требовательности к качеству работы над связкой звук-слух-техника.

В результате, к 2003 году музыкант представил на суд публики и филармоний музыку исполняемых с концертной эстрады произведений классического репертуара с совершенно новой для классической гитары эстетикой концертного звука. Связанность (плавность) звукоизвлечения Дмитрия Нилова принципиально отличалась от звука гитаристов-классиков ХХ века, а тем более от качества звука гитаристов-«пряморучников» ХХI века. Эта эстетика концертного звука, с одной стороны, давала повод экспертам филармоний говорить о начале эры академического звука у КГ, а с другой - вызывала всё возрастающий интерес к концертам Дмитрия Нилова у филармонической публики.

При этом, со стороны Дмитрия Нилова всегда чётко звучало: «я ничего гениального не изобретал». Методическая база, начиная с первичного этапа обучения, – Школа Гитары Э. Пухоля, а в остальном - принципы и рекомендации российской струнной школы для всех этапов обучения.  К этому можно добавить три личных профессиональных правила музыканта: жёсткая дисциплина и требовательность к самому себе, ответственность перед музыкой, композиторами, педагогами (особенно перед проф. РАМ им. Гнесиных А.К. Фраучи), коллегами-музыкантами (в том числе и не гитаристами) и публикой.

Надо сказать, что Дмитрий Нилов, отвечая на вопросы, никогда не скрывал своего негативного отношения к использованию гитаристами прямого запястья правой руки, в особенности для учеников ДМШ. Но даже после концертов он всегда говорил об этом максимально тактично, надеясь, что его точка зрения и результаты концертов будут предметом профессионального обсуждения среди коллег и педагогов.

Увы, гитарное сообщество проигнорировало эти вполне очевидные факты 20 лет назад, продолжая делать это и в настоящее время. Причина? Возможно, в этом виновато искреннее убеждение педагогов-гитаристов (не только ВУЗов, но и ДМШ)  в том, что «правильными» в методике работы над техникой и звуком и в понимании культуры и «качества» звука могут быть только наработки гитаристов-классиков из стран Западной Европы, Латинской Америке и США, которые с 70-х гг. ХХ века опирались на обязательное применение именно «прямого» запястья правой руки, что так и не привело к признанию  КГ, а также росту интереса и престижности сольного концертирования.  

Отметим, что до 60-70-х гг. ХХ века классическая гитара не была включена в систему музыкального образования практически ни в одной стране мира, а не только в СССР. Например, в известном Институте Кёртиса (США), преподавание на КГ началось только в 2010 году, а в РФ (СССР) она никогда не была представлена в таких уважаемых учебных заведениях, как ЦМШ, МССШ им. Гнесиных, за исключением единичного случая, когда в начале 2000-х – был принят один-единственный гитарист, кстати, ставший весьма успешным. Но и это не побудило администрацию МССМШ им. Гнесиных к желанию открыть класс классической гитары на постоянной основе. Получается, что исключение опять подтверждает правило. Всё это можно рассматривать как непризнание гитары и пренебрежение к ней со стороны академического сообщества.

А что, если попробовать изменить ситуацию, например, обратив внимание на КГ уважаемых профессионалов из ток-шоу Швыдкого? Ведь это один из возможных вариантов решения проблемы воспитания публики для классических концертов…

Популярность гитары огромна - счет идет уже на десятки, сотни тысяч желающих учиться. По количеству их можно сравнить разве что с пианистами. И количество желающих с каждым годом только растет!

Поэтому оставлять КГ в дальнейшем «пренебрежении» будет непростительной ошибкой и для академического сообщества. Может быть его представителям стоит проанализировать мнение филармоний на исполнительство и методические наработки Дмитрия Нилова? Для этого можно использовать видео и аудио записи выступлений музыканта в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, Большом зале Литовской национальной филармонии (Вильнюс), в Колонном зале республиканской филармонии Украины (Киев) и т.д., а также его многочисленные учебные ролики, опубликованные в интернете. Но хорошо было бы на практике сделать сравнительный анализ того, что в методическом плане отстаивает Дмитрий Нилов, с выводами тех, кто считает, что его наработки вредны и даже опасны для учащихся-гитаристов ДМШ. Если такая работа будет проделана с «рабочим», доброжелательным настроем, вполне возможно найти компромиссные решения.

В противном случае, основным показателем развития гитарного искусства в РФ останутся всё более многочисленные гитарные конкурсы с обязательной детской составляющей и всё более и более «интригующими» результатами. Приведу только один пример – на международном конкурсе в Нижнем Новгороде в начале 2024 года из 23 участников (в номинации студенты училищ) без звания лауреата и дипломанта остался только – ОДИН. И это не единичный для гитаристов случай. Создаётся впечатление, что уже с первых классов в ДМШ учащихся-гитаристов, их родителей и педагогов многочисленными конкурсами и «авансами» (в виде зачастую почти «поголовного» присвоения участникам конкурсов звания лауреатов и дипломантов) «приучают» к простой формуле: главный показатель результатов обучения - это дипломы лауреатов, дипломантов конкурсов (как правило, коммерческих).

Конечно, при таком понимании «развития» искусства КГ, зачем педагогам ДМШ забивать свою голову вопросами о том, какие проблемы есть у КГ, а главное - ДЛЯ ЧЕГО стоит работать над техникой и звуком, используя наработки Дмитрия Нилова?  В этом контексте напомню озвученное на конференциях предложение Дмитрия Нилова о введении на территории РФ моратория на проведение гитарных конкурсов для участников в возрасте до 14 лет.  В РФ, кроме перечисленных профессоров, доцентов и кандидатов наук, несколько тысяч педагогов-гитаристов работают в ДМШ. Но нет ни одного слова «за» или «против» этого и других предложений Дмитрия Нилова, а счёт детских гитарных конкурсов идёт уже не на десятки, а на сотни…

Еще один важный аспект проблемы. Классические гитаристы-педагоги РФ активно продвигают необходимость нахождения КГ в ВУЗах, СМУ и ДМШ вне отделений народных инструментов. Думается, что эта инициатива вполне может стать основанием для проведения представителями академического сообщества на уровне ВУЗов, в рабочем и, подчёркиваю, «профессионально-дружеском» порядке, для своего рода независимого творческого аудита качества обучения будущих педагогов СМУ и ДМШ на предмет соответствия их учебного процесса и получаемых исполнительских результатов принципам академического музыкального искусства. Опираясь при этом на исполнительский опыт и методические наработки ВСЕХ гитаристов, в т.ч. и Дмитрия Нилова.  Уверен, что это была бы интересная и правильная постановка вопроса для принятия компетентных и взвешенных решений в интересах развития академического гитарного искусства, начиная с обучения в ДМШ, а также воспитания будущих лауреатов и будущей публики.

Это предложение может наметить интересную перспективу, но требует времени. Поэтому, с учетом всего вышесказанного, всех аспектов современного состояния классического гитарного искусства, не могу не обратиться к уважаемым участникам передачи «Агора» - М. Швыдкому, В. Пясецкому и М. Хохлову с предложением рассмотреть ситуацию с качеством обучения игре на КГ на уровне ДМШ и в ВУЗах, где студентов, в том числе, готовят и как будущих педагогов для тех же ДМШ. Это можно было бы считать шагом академического сообщества навстречу КГ, этому очень перспективному КЛАССИЧЕСКОМУ инструменту, в первую очередь в интересах учащихся-гитаристов ДМШ.

P.S. Со своей стороны, хочу отметить, что занимаюсь данной проблематикой, потому что с уважением отношусь к труду педагогов-гитаристов ДМШ, к их стремлению сделать максимум полезного для учащихся. Я с уважением отношусь к Дмитрию Нилову, его целеустремлённости в достижении поставленных перед самим собой целей. Ведь их реализация, особенно начиная с 2000 года, была сопряжена с запредельными физическими и психическими нагрузками как при работе над техникой и звуком исполняемых произведений, так и в ходе концертной деятельности музыканта. И, конечно, уважение вызывает позиция руководителей филармоний РФ и стран ближнего зарубежья, которые видели в Дмитрии Нилове не только исполнителя, способного «собирать» публику на концерты классической музыки, но музыканта, который может дать значимый творческий толчок для развития КГ как академического инструмента, начиная с уровня ДМШ.

От редакции

Мы хотим изменить ситуацию. Именно поэтому так важно, чтобы среди профессиональных преподавателей нашлись неравнодушные люди, заинтересованные в развитии всеми любимого музыкального инструмента. У классической гитары есть возможность не только получить признание, но и внести свой вклад в популяризацию всего академического исполнительства. Стать тем самым «промежуточным» музыкальным инструментом с классическим репертуаром между более «пассивными» по отношению к классической музыке слоями населения и классическими музыкантами.

Это не так уж и сложно, просто необходима наша с вами неравнодушная позиция. Для начала – прочитать интервью и задуматься… А дальше… Мы уверены, что продолжение последует…

Поделиться:

Наверх