Top.Mail.Ru
АРХИВ
22.04.2014
Андрей ЛЕБЕДЕВ: «МОЯ ЗАДАЧА – ПРИУМНОЖАТЬ СЛОЖИВШИЕСЯ ТРАДИЦИИ»

Краснодарский музыкальный театр – самостоятельная единица в составе творческого объединения «Премьера» им. Л.Г. Гатова. Пост художественного руководителя и главного дирижера театра сегодня занимает Андрей Лебедев. На Кубани он оказался, успев поработать в оперных театрах Нижнего Новгорода и Челябинска, а для Москвы это имя ассоциируется с театром «Новая опера», где Лебедев является постоянным приглашенным дирижером.

– Андрей, как давно вы возглавляете Краснодарский музыкальный театр?

– Дирижером этого театра я являюсь уже десятый сезон, а должность художественного руководителя и главного дирижера занимаю с апреля 2012-го. Долгое время краснодарскую труппу возглавлял наш замечательный дирижер Владимир Петрович Зива. Именно он и порекомендовал меня на этот пост, когда сам, увы, был вынужден оставить театр по состоянию здоровья.

– Я хорошо помню его последнюю премьеру в Краснодаре – оперу «Пиковая дама»: это была потрясающая музыкальная работа. А как вы оцениваете сегодняшний потенциал вверенной вам труппы?

– Очень высоко, так как в театре многое изменилось с приходом такого именитого маэстро, как Зива. Мы с ним принадлежим к одной дирижерской школе – петербургской, учились у одного педагога, поэтому всегда работали в одном творческом ключе. И хотя я у Владимира Зивы официально никогда не учился, считаю маэстро одним из своих учителей, так как перенял от него много ценного и важного – как в музыкальном плане, так и в человеческом.

В 70–80-е годы здешний театр был широко известен как Краснодарский краевой театр оперетты, входя в десятку лучших музыкальных театров страны. Тот костяк солистов, которые ныне являются ведущими, был сформирован из выпускников отечественных консерваторий, в том числе Петербургской и Саратовской, уже после структурной реорганизации коллектива при Владимире Зиве. Существенно обновился тогда и оркестр – в него влилось много молодежи. Сегодня это полноценный коллектив численностью 96 человек. Учитывая наш статус музыкального театра (официально мы не являемся театром оперы и балета), а также то, что в Краснодаре есть еще два симфонических оркестра, это большое для нас достижение. Важно и то, что вырос потенциал оркестра, что он изменился качественно, начав осваивать новый для себя репертуар. В афише появились «Кармен» и «Травиата», «Сельская честь» и «Паяцы», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». В 2006 году специально для нашего театра Александр Чайковский написал «Русский реквием». Его мировую премьеру труппа представила в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

Многие солисты, дирижеры и композиторы, приезжающие к нам в театр, очень высоко оценивают наш оркестр. И мне это вдвойне приятно, ведь как дирижер к становлению оркестра и труппы я имею непосредственное отношение. Моя задача – неукоснительно развивать и приумножать сложившиеся традиции. Вступив в должность главного дирижера, я выпустил премьеру «Любовного напитка» Доницетти: репертуар бельканто необходим труппе, как воздух.

– Краснодарский музыкальный театр – это опера, оперетта и мюзикл?

– Да. Это основные направления нашей репертуарной политики, но есть и нечто новое. Сегодня в «Премьере» мы существуем под одной крышей вместе с Театром балета Юрия Григоровича – самостоятельной творческой единицей. В составе же Музыкального театра есть и своя балетная труппа современного танца. Она принимает участие в спектаклях нашего основного репертуара, но с приходом в театр на должность главного балетмейстера и режиссера Александра Мацко танец-модерн стал развиваться как самостоятельное направление: на Кубани эта ниша практически еще не занята, а потому перспективна, и сегодня наша балетная труппа может предложить ряд оригинальных постановок. Если они требуют оркестровой поддержки, то оркестр подключается и к этой работе. Более того, в апреле на базе театра мы проводим уже II Международный фестиваль современной хореографии, в рамках которого показываем свои постановки и ждем встречи с работами наших гостей.

– Ваша сфера деятельности – только творческие вопросы или приходится вникать во все аспекты жизни труппы?

– Достаточно долгое время после своего назначения на руководящий пост я был вынужден вникать буквально во все, так как должности административного директора в театре не было. Сейчас с появлением этой должности руку на пульсе жизни театра в самых разнообразных ее проявлениях мне стало держать значительно легче, но то, что на начальном этапе я погрузился в эту жизнь с головой, стало хорошей театральной закалкой. Это, пожалуй, то, чего мне недоставало и что я в результате приобрел. С назначением на пост художественного руководителя мое вхождение в творческую жизнь театра на новом этапе прошло легко и естественно: и солистов, и хор, и оркестр я за годы работы в труппе знал уже очень хорошо.

– Но ведь без проблем, наверное, не бывает?

– Конечно. Несмотря на то, что труппа, как я уже сказал, претерпела существенные позитивные изменения, наша главная проблема – в связи с бурным развитием репертуара – это дефицит солистов-вокалистов. Наша жанровая политика разнопланова, а основной контингент выпускников консерваторий нацелен, естественно, на оперный репертуар, поэтому для театра, где в равной степени идут оперы, оперетты и мюзиклы, найти универсальных солистов весьма сложно. Мы вплотную заняты решением этой проблемы и, кажется, движемся в сторону создания небольшой альтернативной труппы из восьми-десяти человек. Ее солистам мы хотим предлагать долгосрочные контракты на один-два сезона вперед – на одну или несколько партий в соответствии с определенной вокально-жанровой специализацией.

Мы хотим, чтобы вместе с нашими постоянными солистами, работающими во всех жанрах, приглашенные солисты не разово, а регулярно приезжали бы к нам для участия в премьерах и спектаклях текущего репертуара в оговоренные контрактом сроки. Эта система призвана стать переходном этапом, так как, думаю, в перспективе мы неизбежно придем к разделению вокальной труппы на две части – оперную и специализирующуюся на оперетте и мюзикле. Понятно, что между классической опереттой и мюзиклом стилистические отличия тоже есть, но они все же не настолько разнятся между собой, как оба этих жанра отличаются от оперы. Я мечтаю о таком разделении: этот подход был бы профессиональным и, главное, щадящим по отношению к голосам певцов.

– Я знаю вас, прежде всего, как дирижера оперного: ожидается ли в стенах вашего театра что-то инновационное именно в опере?

– Опера – это самое трудное направление, и в Краснодарском крае ее традиции еще не столь сильны. Опере я намерен уделять наиболее пристальное внимание: надо накапливать репертуар, стремиться к новым музыкальным высотам, завоевывать публику. С этого сезона началось наше активное сотрудничество с Ларисой Абисаловной Гергиевой: как к специалисту чрезвычайно опытному и компетентному мы обратились к ней с просьбой помочь нам целенаправленно развивать оперу, ведь в последнее время ведется много разговоров о создании в Краснодаре театра оперы и балета. В этом вопросе не последнюю роль играют контакты между губернатором края Александром Ткачевым и Валерием Гергиевым, достаточно регулярно представляющим у нас свои проекты.

Но пока планы постройки нового здания остаются планами, нынешний 80-й сезон мы отмечаем сводным фестивалем под названием «Времена года»: он состоит из четырех небольших фестивалей, охватывающих все четыре жанра, в которых сегодня развивается театр. Осенью прошел фестиваль оперетты: этот жанр необычайно любим в Краснодаре, ведь именно с оперетты театр и начинался, и пока этот жанр все еще остается ведущим. В конце февраля – начале марта состоялся фестиваль оперы, которая с каждым сезоном все увереннее набирает обороты, и в этом отношении я делаю и буду делать все от меня зависящее. В апреле пройдет фестиваль современной хореографии, о чем я уже сказал, а в июне – фестиваль мюзикла. Каждый фестиваль – это два спектакля и гала-концерт, для участия в которых мы приглашаем солистов из крупных оперных театров России.

Оперный мини-фестиваль, на сей раз обратившийся к «Кармен» и «Травиате», прошел просто грандиозно, потому что параллельно с ним Лариса Гергиева провела в Краснодаре I Международный конкурс молодых оперных певцов, выступив художественным руководителем и фестиваля, и конкурса. Прослушивания вокалистов, в том числе и третий тур в сопровождении Кубанского симфонического оркестра, проходили в других залах, а закрытие конкурса было приурочено к гала-концерту оперного фестиваля, так что молодым лауреатам – обладателям Гран-при и трех премий – была предоставлена возможность выступить вместе с мастерами. Наконец, в июне на фестивале мюзикла мы покажем нашу последнюю работу, премьера которой состоялась в марте. Постановка «лайт-оперы» Александра Пантыкина «Мертвые души» – опуса на стыке жанров оперы, мюзикла, музыкального спектакля и рок-оперы – потребовала мобилизации значительных творческих и материальных ресурсов и стала огромным событием в жизни театра.

– Каковы планы на перспективу?

– В конце мая нам предстоит выпуск продукции под названием «Большой канкан, или Шесть историй любви» – композиции-дайджеста по страницам популярных классических оперетт. Она станет второй и последней премьерой нынешнего сезона. Мы начинаем развивать зарубежную гастрольную деятельность, и будущий спектакль готовится для турне по Австралии в 2015 году. Мы также надеемся, что на месте оперного мини-фестиваля по случаю 80-летия театра уже со следующего сезона возникнет наш собственный ежегодный фестиваль, более масштабный и продолжительный. Он мог бы стать первым подобным культурным институтом на Юге России. Об этом мы мечтаем очень давно, но лишь сегодня для осуществления мечты возникли реальные предпосылки.

В планах следующего сезона – три премьеры: балет «Анна Каренина» на музыку разных композиторов, оперетта И. Кальмана «Баядера» и неувядающий «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Этой опере и предстоит открыть наш по-настоящему первый оперный фестиваль: принципиальное согласие Ларисы Гергиевой на участие в этом проекте получено. А с западноевропейскими импресарио уже достигнута договоренность о показе в декабре этого года в зале Дворца конгрессов в Париже серии нашей постановки «Травиаты» (восемь спектаклей). Ведутся переговоры и о постановке в 2015 году «Трубадура», которая также могла бы отправиться в зарубежное турне.

Поделиться:

Наверх