Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.04.2016
ДИАЛОГ И ТРИАЛОГ
Вячеслав Гайворонский, Владимир Волков и Андрей Кондаков сыграли в Москве композиции разных лет

Это питерское постмодернистское трио нового джаза, выступавшее в культурном центре «Дом» 18 февраля с разношерстной программой. Среди прочего звучали темы В.А. Моцарта (первая часть ля-мажорной фортепианной сонаты), А.С. Даргомыжского («Не судите, люди добрые», «Каюсь, дядя, черт попутал!»), идиомы барокко, грузинская песня, вечнозеленая джазовая тема Билла Эванса Waltz for Debby…

Трубач, композитор и главный идеолог трио В. Гайворонский, контрабасист В. Волков и пианист А. Кондаков (который заведовал и перкуссией) – очень разные музыканты. Для Гайворонского приоритетна композиция, он, прежде всего, генератор идей; Волков – музыкант импровизационной природы, одинаково комфортно чувствующий себя и в новом джазе, и в роке, и в фольклоре, и в барокко; Кондаков – человек мейнстримного джаза, пришедший в трио поэкспериментировать. Так сложилось, что его роль во многом подобна роли МакКоя Тайнера в квартете Джона Колтрейна, и на концерте это заметно ощущалось. Кроме того, Гайворонский – Волков – Кондаков — музыканты разных поколений, разной творческой судьбы. Особенно причудливо она сложилась у самого старшего из них – Вячеслава Гайворонского. Мало кто знает, что он не только композитор, импровизатор и трубач, окончивший Ленинградскую консерваторию, балансирующий между новым джазом и новой академической музыкой, но и профессиональный хирург, несколько лет проработавший по распределению в Сибири, в Кемерове. В Ленинград он вернулся в конце 70-х и активно включился в джазовую жизнь. Его альянс с Владимиром Волковым, вошедший в историю российского джаза как «Ленинградский» или «Тихий дуэт», по оценке критиков, один из лучших камерных новоджазовых составов. Уже в ХХI веке его дополнил до трио Андрей Кондаков, и тогда у коллектива стало больше гастролей, больше проектов, приглашений. И все же многие высказываются за вариант дуэта – в нем резче, отчетливее, ярче воплощаются идеи и концепции Гайворонского.

Именно поэтому джазовый журналист, ведущий концертного цикла «Импровизация нового века» в Еврейском культурном центре Михаил Митропольский позвал 3 марта на очередную «джаз-гостиную» именно дуэт (вечер назывался «Мартовское чаепитие»).

«Я боюсь вспоминать, что мы делали 36 лет назад», – предупредил Гайворонский. Тем не менее звучало много старых композиций. Это были диалоги с прошлым, полные самоиронии. Jazz Raga, «В поисках стандарта», «Тотем», «Шаги», посвящения Майлзу Дэйвису и Джону Колтрейну, ремейк «Песни о блохе» М.П. Мусоргского… Отвечая на вопрос Митропольского о том, насколько велика разница существования в дуэте и в трио, Гайворонский сказал: «В дуэте был суровый диктат ради идеи, ради концепции, и Володя страдал от этого. А трио – это как лебедь, рак и щука. Поэтому мы вечно будем искать стандарт. То, что мы делаем, это ирония над той иллюзией, которую мы создаем».

Поделиться:

Наверх