Чешская (а точнее, цыганско-моравская) скрипачка, певица и актриса в одном лице Ива Биттова и афроамериканский барабанщик-перкуссионист Хамид Дрейк выступили в Московском культурном центре «Дом» 28 января
Вопреки сильным «афанасьевским» морозам конца января зал центра «Дом» был переполнен: Ива Биттова и Хамид Дрейк приезжали к нам по отдельности неоднократно, но вместе – никогда. А между тем в отношении Дрейка Ива высказывалась так: «Очень интересен дуэт с Дрейком. Это удивительный, очень тонко чувствующий барабанщик, с потрясающим импровизационным чутьем. Мы нечасто можем играть вместе, но именно этот проект интригует меня больше всего». Интриговал он и московских любителей свободной импровизации, новой этники и нового джаза: когда еще услышишь дуэт харизматичных музыкантов экстракласса, да еще такой неординарный состав – скрипка и ударные, дополненные голосами обоих исполнителей. Фактически двойной дуэт. К тому же Биттова временами меняла скрипку на африканскую мбиру, что было, конечно, «в тему», – Дрейк периодически переходил на африканские ритмы и напевы. В общем и целом это был, прежде всего, этнически ориентированный вечер.
Немного об участниках дуэта. Ныне живущая недалеко от Нью-Йорка Ива Биттова посетила Москву после небольшого перерыва – в ноябре позапрошлого года она выступала на той же площадке, но это был сольный проект. А в октябре 2001-го принимала участие в фестивале «Глубокая глотка, или Опасные связки», и тогда помимо сольных выступлений трех вокалисток – участниц концерта (кроме Биттовой это были тувинка Саинхо Намчылак и американка Шелли Хирш) ныне покойный арт-директор «Дома» Николай Дмитриев устроил их совместную импровизацию – своеобразный джем-сейшн. Теперь совершенно ясно, что это было поистине эпохальное событие.
Ива Биттова универсальна: ее проекты так или иначе затрагивают и фолк, и авангард, и джаз, и рок-музыку, и классику (причем и проверенную временем, и современную). Она пела и в «Дон Жуане» Моцарта, и в «Истории доктора Иоганна Фауста» Шнитке (между прочим, партию Мефистофеля), сотрудничала со знаменитой американской группой из нью-йоркского даунтауна Bang On A Can All-Stars и такими музыкантами, как гитаристы Фред Фрит, Марк Рибо, Владимир Вацлавек и Билл Фризелл, барабанщики Крис Катлер, Павел Файт и, конечно, Хамид Дрейк, контрабасист Джордж Мраз, кларнетист Дон Байрон, столь же универсальный, как сама Биттова, вокалист Бобби МакФеррин… И это далеко не полный список ее коллабораций.
Хамид Дрейк – ярчайший представитель чикагского фри-джазового сообщества. Московская публика знает его, прежде всего, по альянсам с контрабасистом Уильямом Паркером – оба приезжали не раз. Эти музыканты заслуженно считаются лучшей ритм-секцией в афроамериканском новом джазе. Ровно десять лет назад на Фестивале Сергея Курёхина в Москве Дрейк играл с Паркером и тувинской певицей Саинхо Намчылак, так что архаичное взаимодействие ударных с голосом для него не в новинку. Вообще же Хамид Дрейк сотрудничал с самыми разными коллегами, среди которых практически весь первый эшелон американского и европейского авант-джаза – от Дона Черри, Кена Вандермарка и Джо МакФи до Джона Чикаи и Петера Брётцмана. Искусство Дрейка невероятно многопланово: помимо нового джаза оно впитало влияния африканской, кубинской, индийской музыки, регги.
Ива Биттова и Хамид Дрейк выступали вместе всего три раза, а производят впечатление давным-давно сложившегося дуэта, участники которого понимают друг друга с полузвука и полужеста. Их московский концерт был свободным потоком музыкальных идей, неповторяющихся и самобытных.
Сейчас Иве 54 года, но со сцены она выглядит неправдоподобно молодо – лет на 25 – 30. Ее партия в стилистическом отношении не сильно отличалась от того, что мы слышали год назад, – в основном звучал чуть модернизированный фолк в духе world music (хотя в дуэте с Дрейком ожидался более авангардный уклон). В принципе, это были простые мелодии в чешско-моравском духе, причем Биттова не стеснялась простоты. Она пела, аккомпанируя себе на скрипке или мбире подобно тому, как это делают народные исполнители (в фольклоре это норма). Она использовала все возможности голосовых связок – от поставленного пения до «задыхающихся» хрипов, от полуговора до свиста, от горлового пения до имитации протяжного крика большой птицы (тут она даже повернулась к залу спиной и изобразила ее планирующий полет). Ива Биттова как актриса поразительным образом умеет продолжать звук, находить его аналогию в жестах, ее выступления мало слышать, а надо видеть.
В игре колоритного Хамида Дрейка особенно поражает гибкость, пластичность и как бы наэлектризованность движений и ритмов: все элементы выстраиваются в единую линию, по своей целостности подобную мелодической. Бывает, Дрейк рафинированно комбинирует эти элементы. Он демонстрирует беспредельность фантазии – немыслимое разнообразие приемов: иногда играет на барабанах локтями, через материю, иногда – щеточками по воздуху; у него целый арсенал барабанных палочек с разной степенью мягкости/жесткости, что дает разные тембры. К тому же он включил в свой инструментарий этнический рамочный барабан, натянутая кожа которого дает возможность варьировать звонкость удара (возле рамки и в центре она принципиально разная). Дрейк очень тактичен и деликатен, никогда не забивает своими барабанами партию коллеги по ансамблю, но в соло показывает всю мощь. Он вступает с Ивой в диалог и под конец вечера приглашает к участию в этом музыкальном действе слушателей. В самом начале концерта музыканты обещали «выстроить атмосферу любви», и, кажется, это им удалось: публика подключилась к исполнению и ответила взаимностью.
фото Павла Корбута
Поделиться: