АРХИВ
30.04.2017
«ДНИ ЭСТОНСКОЙ МУЗЫКИ»
Ежегодный фестиваль в Таллине представил широчайший спектр композиторских имен – от Арво Пярта, Яана Ряэтса и Лепо Сумера до Лиисы Хирш и Татьяны Козловой­-Йоханнес

Главный фестивальный концерт в зале «Эстония», где состоялась церемония вручения приза Эстонского союза композиторов за лучшее сочинение 2016 года, показал, как много в этой стране было написано и продолжает сочиняться хорошей музыки. Приз получил Тойво Тулев за «Черное зеркало»: оно было отмечено жюри достойным международного признания.

У нас об эстонской музыке знают, прежде всего, по творчеству Арво Пярта. Дальше в слушательских кругах представление затуманивается. Немногие назовут Вельо Тормиса, недавно оставившего мир. Учителя музыкальных школ, возможно, вспомнят песенку Густава Эрнесакса «Едет, едет паровоз». Впрочем, мы и своих композиторов-современников старшего и тем более нового поколения знаем плохо. Причина незнания во все времена и везде одинаковая – редкое исполнение, а то и вовсе неисполнение современной музыки. Кстати, большинство эстонских композиторов называет основателем национальной композиторской школы Николая Андреевича Римского-Корсакова – у него в Санкт-Петербургской консерватории учились, к примеру, Кириллус Креек и Хейно Эллер – учитель Арво Пярта и Лепо Сумера…

Фестиваль в Таллине в этот раз решил не разбрасываться по мелочам, а дать историю эстонской музыки ХХ – начала XXI века в ее самых ярких, ключевых проявлениях. Он начался с концерта «Вечерняя песня» – как скрытое приношение Арво Пярту, придумавшему тинтиннабули: с колокольчиковой инсталляции в Нигулисте, церкви Святого Николая. Публику вводили в концерт своего рода «звуковые силы», настраивая на волну тинтиннабули. Четыре девушки в темных одеяниях с дымчатыми поблескивающими шарфиками катали шарики в хрустальных вазах, производя разноинтервальные созвучия в алеаторическом верчении. Шарикам помогали и ксилофонные палочки, которые сотворяли не менее мистические звуки. Так, сознательно или подсознательно, эстонские музыканты в несколько наивном творческом порыве дали понять, как неразрывно связаны в этой стране старое и новое, как одно органично вытекает из другого, да еще и в сакральном лоне церкви, и как легко можно при желании войти в контакт с «иным измерением» новой музыки.

Выступление хора Vox Clamantis под руководством Яана-Эйка Тульве предъявило еще одну важнейшую музыкальную составляющую культуры Эстонии – хоровое искусство, в пространстве которого, как в невероятно плодотворной почве, прекрасно чувствуют себя композиторы. Сочинения Галины Григорьевой, Кириллуса Креека («Псалмы Давида») и Арво Пярта («Канон покаянен») дали еще один повод для размышлений на тему, откуда пошла эстонская музыка – из хорового пения и слияния разнонациональных культур.

В Vespers («Вечерня») Галины Григорьевой, написанной на английском языке, слышались связи с традициями не столько русской духовной музыки, сколько с песнопениями англиканской церкви в духе Томаса Таллиса, со стилистикой Джона Тавенера. В ее духовности ощущался какой-то новый синтез западного и восточного, вселяющий надежду. Идеальный ансамбль голосов Vox Clamantis, восхищающий слиянием мужских и женских голосов, звучал в храмовой акустике так, как немногое может звучать на земле, а способно быть воплощенным где-то на небесах. Музыканты стояли под сводом Нигулисте, словно в светящемся столбе света.

Концептуальная стройность и привлекательность фестивальной программы в этом году заключалась в продуманности каждого концерта. Одним из них оказался концерт в преддверии главного события фестиваля – «Гид по новой музыке для молодежи», ставший великолепной альтернативой уже известным «Путеводителям по оркестрам». «Гид» Брайна Каррента, предполагающий участие чтеца, каким в Таллине выступил Ардо Ран Варрес, смело и ярко открывал неофитам уши на то, из чего и как делается новая музыка. Не хотелось бы сравнивать произошедшее с анатомическим театром, но этот «Гид» и в самом деле исследовал составные части оркестрового «тела» как прогрессивный ренессансный доктор, причем не превращая рассказ в занудство себе под нос, а сдобрив свой рассказ магическим тембром челесты и сказочных звучностей, гипнотически затягивавших слушателей в манящее будущее эстонской – и не только – музыки.

Фото предоставлено Estonian Composers`Union

Поделиться:

Наверх