АРХИВ
21.01.2014
СИБИРСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Четвертый год в Новосибирске работает ансамбль молодых солистов «Лаборатория новой музыки».

Инициатива создания ансамбля принадлежит выпускнику Новосибирской консерватории, дирижеру Сергею Шебалину, собравшему в 2010 году восемь солистов для исполнения новых произведений новосибирских композиторов. Коллектив довольно быстро развивался, набирал репертуар и уже в первый год существования исполнил почти три десятка сочинений, в том числе 11 премьер. Сегодня ансамбль насчитывает более 20 инструменталистов, в его составе выступает и Хоровой консорт из 20 певцов (руководитель консорта – доцент Новосибирской консерватории Елена Рудзей).

Несмотря на молодость, «Лаборатория новой музыки» уже добилась значительных творческих успехов, активно сотрудничая с сибирскими, уральскими, московскими и зарубежными композиторами. Главный проект, осуществляемый коллективом, – международный фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны», который весной нынешнего года пройдет в четвертый раз. На фестивале помимо собственно концертов обычно проводятся мастер-классы, творческие встречи и презентации. Так, в 2012 году persona grata «Сибирских сезонов» стал Владимир Мартынов, и именно «Лаборатория новой музыки» впервые исполнила его сочинение &laquoStabat mater». А в 2013-м в Новосибирск приехал Оркестр национальной музыки Института искусств Шаньдуньского университета, представивший традиционную и новую китайскую музыку.

Два месяца назад «Лаборатория новой музыки» отметила свой третий день рождения. По этому случаю на сцене Большого зала Новосибирской консерватории прошел гала-концерт, на котором прозвучали сочинения С. Райха, К. Штокхаузена, К. Пендерецкого, Х.К. Грубера и сибирского композитора А. Мурова (состоялась и презентация компакт-диска с его сочинениями), – программа, показательная для ансамбля.

С американским минималистом Стивом Райхом у «Лаборатории новой музыки» особенные отношения. В 2011 году коллектив представил в Новосибирске российскую премьеру первой части его видео-оперы «Три истории» (&laquoThree Tales»), а специально к концерту семидесятисемилетний композитор в своем доме близ Нью-Йорка дал интервью, фрагмент которого показали в видеозаписи. Никогда не бывавший в России Райх удивился, что «в далекой Сибири» исполняют его музыку, и поблагодарил сибиряков за интерес к своим произведениям. На концерте были сыграны две части из райховского цикла &laquoCity Life» (1995), где инструментальное звучание (духовые, струнные, ударные и два рояля) накладывается на сэмплы микшированных городских шумов, притом таким образом, что, действительно, возникает картина живущего в динимичном ритме, вечно спешащего мегаполиса.

Контрастом к урбанистическому опусу Райха стал спетый Хоровым консортом духовный концерт Аскольда Мурова «Утоли моя печали», полный чисто русской созерцательности. Прошедший затем инструментальный блок (три сольные кларнетовые вещи Карлхайнца Штокхаузена в исполнении Маргариты Аунс, эффектно-виртуозная фортепианная пьеса «Люнду» Эммануэля Гварнери, сыгранная Екатериной Предвечновой, и три миниатюры Кшиштофа Пендерецкого для кларнета и фортепиано, представленные той же пианисткой в паре с Данилом Ефремовым) стал интермеццо перед самым эффектным музыкальным событием вечера. Это – «пандемониум» для шансонье и камерного оркестра &laquoFrankenstein!!» австрийского композитора Хайнца Карла Грубера: смесь традиций немецкого кабаре и французского черного гиньольного театра.

Полностью сочинение Грубера было показано «Лабораторией новой музыки» прошлой весной (впервые в России), а на гала-концерте прозвучали наиболее яркие фрагменты. Конечно, субтитры с русским переводом абсурдистской поэзии Ханса Карла Артмана, чьи тексты использовал Грубер, усилили бы эффект от исполнения. Но даже не зная немецкий, на котором вели свое повествование шансонье Захар Штанько и Марина Якушевич, невозможно было не увлечься музыкой, сочетающей наивные попевки в духе незатейливых народных песенок с эстрадными ритмами и изысканно-рафинированной ансамблевой тканью. В этом отношении создавший в 1978 году своего «Франкенштейна» Грубер оказался близок традициям главного музыкального мага XX века – Игоря Федоровича Стравинского, чье влияние в отдельных эксцентрических фрагментах было весьма ощутимо. Впрочем, музыкальные и идейные переклички между опусом лидера Третьей венской школы Грубера и созданной шестьюдесятью годами ранее «Историей солдата» Стравинского свидетельствуют о том, что по большому счету не бывает «несовременной» музыки, а есть единое поле искусства, где каждое из поколений открывает свои красоты и глубины.

Поделиться:

Наверх