АРХИВ
15.10.2012
Зумруд Сулейманова: «СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРУ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА»

Жители Махачкалы 15 сентября отметили двойной праздник - День единства народов Дагестана и 155-летие со дня основания ее столицы – Межрегиональным фестивалем народного творчества столиц СКФО «Кавказ - единая семья». О новой праздничной дате, диалоге культур и стремлении дагестанцев к получению профессионального музыкального образования рассказывает министр культуры Республики Дагестан Зумруд Сулейманова.

- Зумруд Запировна, насколько точно название фестиваля отражает истинное положение дел сегодня, или в названии только задан идеал дружной семьи, к которому еще предстоит стремиться?

- Дагестан уже во второй раз отметил государственный праздник - День единства народов Дагестана, учрежденный в 2010 году на III съезде народов Дагестана. Наша республика является уникальной по этническому составу и культурным традициям территорией России. Здесь издревле проживают более 30 этносов, говорящих на 30 языках и 70 диалектах, имеющих локальные особенности бытового уклада и художественных традиций. И за всю историю Дагестан не имел межнациональных конфликтов. Сегодня республика является южным форпостом нашего государства, где проходят границы с Азербайджаном, Грузией, Ираном, Казахстаном, Туркменией. Эта территория исторически всегда была в зоне интересов геополитики. Поэтому вопрос сплоченности и единства для народов Дагестана испокон веков был одним из самых насущных. Дата проведения праздника - 15 сентября – неслучайна. В этот день, три века назад, объединившиеся народы Дагестана выиграли сражение с армией персидского завоевателя Надир-шаха. А сегодня, вступив в третье тысячелетие, тема единства важна не только для дагестанцев и всех кавказцев, но и более того – для всех народов России. Праздник единства в Дагестане отметили творческие делегации в составе фольклорных ансамблей, концертных коллективов и исполнителей национальных песен из Северной Осетии - Алании, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Чеченской Республики, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.

Межрегиональный фестиваль «Кавказ - единая семья» проводился два дня. За это время его участники выступили на праздничном театрализованном представлении «Дагестан на все времена» на площади Ленина, стали гостями национальных майданов, участвовали в выездных концертах в пригородных поселках Махачкалы, обменялись мнениями по дальнейшему развитию межкультурного диалога и сотрудничества на конференции «Диалог культур».

- Насколько тема культурного диалога актуальна для многонационального Дагестана? Есть ли у этого диалога специфические трудности? Как вы их преодолеваете, если они возникают?

- Судьбы народов Северного Кавказа всегда были исторически связаны и переплетены между собой не только географически: экономические, социальные и общественные отношения поддерживались многими поколениями. Основой этого многовекового содружества была общность исторически устоявшейся системы духовно-нравственных ценностей, этнокультурных традиций.

Вопросы, касающиеся развития межкультурного диалога, сегодня все чаще становятся сквозной темой встреч деятелей культуры и искусства, представителей власти. Эта тема важна для всей России и особенно актуальна для народов Северного Кавказа, учитывая сложную ситуацию в этом регионе. К сожалению, свой негативный вклад в создание образа Кавказа как «тревожного региона» вносят СМИ, а такая прекрасная сфера, как культура, практически не освещается. Между тем, созидательным возможностям культурного диалога мы находим подтверждение постоянно. Вот показательный случай с муниципальным хореографическим ансамблем «Эхо гор» из города Хасавюрт во время пребывания в Венгрии, где ансамбль участвовал в международном фестивале фольклора: венгерские волонтеры признались, что встречу с дагестанцами они ожидали очень настороженно, а к концу фестивального тура расставались с ними добрыми друзьями.

Очевидно, что совместные творческие проекты не только дают импульс развитию регионов, но и содействуют социально-экономическим преобразованиям, поднимая позитивный имидж республик СКФО. В Дагестане уже не один год успешно проходят международные фестивали фольклора, традиционной культуры и народного творчества «Горцы», «Каспий - берега дружбы», Открытый региональный конкурс видеофильмов об этнографии, народном творчестве и фольклорном наследии «Радуга» и другие. Эти фестивали и подобные мероприятия стали реализацией масштабного проекта «Диалоги культур», задача которого - консолидация и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, пропаганда идеи многообразия мира и единства народов, развитие сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями России и сопредельными государствами, создание единого культурного пространства.

Международный культурный форум «Диалоги культур» стал беспрецедентным проектом в Дагестане, на Северном Кавказе, России в области сохранения традиционных этнических культур. Разработанный и реализуемый Министерством культуры Дагестана он был удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2011 год.

В целом, у нас многое делается для сохранения этнокультурной идентичности, художественного опыта прошлых поколений. Кроме большого комплекса мер, предусмотренных в рамках Республиканской целевой программы «Сохранение и развитие профессионального искусства и народного творчества Дагестана на 2011 - 2015 гг.», ежегодно реализуются президентские гранты, поддерживается участие республиканских государственных и фольклорных коллективов, талантливых исполнителей в различных творческих акциях общероссийского и международного уровней. С 2012 года учреждена премия Министерства культуры Республики Дагестан «Душа Дагестана», которая будет присуждаться лучшим руководителям творческих коллективов, исполнителям и мастерам народных промыслов. Также в конце года завершится смотр-конкурс муниципальных культурно-досуговых учреждений, где специальными премиями будут отмечены лучшие сельские клубы, дома культуры. Этот смотр также станет ежегодным.

Все эти шаги, предпринимаемые сегодня, призваны сохранять этнокультурное наследие как Дагестана, так и всего Северного Кавказа и интегрировать его в общественно-социальные институты, способствовать укреплению художественных связей и толерантных отношений между северокавказскими и другими народами России.

- У нас есть еще один блок специальных вопросов, связанных с профессиональным музыкальным образованием в Дагестане. Сколько сегодня в Дагестане действует учебных заведений начального, среднего и высшего звена, в которых можно обучаться музыке?

- В республике сегодня достаточно возможностей для получения профессионального музыкального образования. Эта сфера широко представлена учреждениями начального звена - сеть муниципальных школ искусств составляет 97 единиц плюс 4 республиканских школы, на отделениях которых дети обучаются практически по всем направлениям искусства. Среднее специальное музыкальное образование предоставляют Махачкалинское музыкальное училище, Дербентское музыкальное училище, Дагестанский колледж культуры и искусства; высшее педагогическое - на факультете музыки Дагестанского государственного педагогического университета.

- Какие из этих музыкальных учебных заведений лучшие и почему?

- Среди школ лучшие те, которыми руководят профессионалы. Как правило, сюда можно включить в основном городские школы, поскольку эти учебные заведения работают не одно десятилетие, имеют опытных педагогов и сложившиеся традиции. Отдельно хочу отметить Республиканскую школу Мурада Кажлаева для особо одаренных детей, которой всего три года, но это учебное заведение с образцовой материальной базой и под руководством такой величины, как народный артист СССР Мурад Магомедович Кажлаев, должно стать звеном формирования юных талантов. В сельских школах ситуация сложнее по ряду объективных причин.

- Как бы вы охарактеризовали в целом стремление дагестанцев к получению классического музыкального образования по пятибалльной системе? Иначе говоря, многие ли хотят учиться?

- К сожалению, мы не можем похвастаться тем, что наши молодые люди активно тянутся к получению классического музыкального образования. Очевидно, что повсеместно молодое поколение захвачено массовой культурой, и складывается своеобразный культурный нигилизм, когда ценности высокого искусства и их роль подвергаются сомнению и даже отрицаются. Современные молодые люди прагматичны. Они хотят получить профессию, которая завтра обеспечит им безбедное существование. Посвятить себя профессии музыканта, артиста - это дано только самым талантливым и трудолюбивым. Быть педагогом – это тоже требует много труда, и доход невелик. Заработная плата преподавателей учебных заведений сферы культуры и искусства по-прежнему остается низкой. К тому же музыкальные инструменты очень дорогие, не каждая семья может позволить себе приобрести инструмент, на котором хочет обучаться ребенок. Профессия музыканта-исполнителя – и процесс обучения, и дальнейший путь - предполагает постоянную работу над собой, ежедневные занятия и в известной мере определенные самоограничения. Кроме того, в настоящее время у нас не сложился общественный престиж такой профессии. Вот достижения в спорте – это всегда общественный резонанс, хорошее поощрение и успешная перспектива. Наши молодые люди по природе амбициозны и хотят соответствовать национальным эталонам мужественности и успешности. Поэтому, оценивая стремление дагестанцев к получению профессионального музыкального образования по пятибалльной шкале, я бы поставила три.

- Какие перспективы у тех молодых людей, которые хотели бы применить на практике свои профессиональные музыкальные навыки?

- Музыканты-исполнители в нашей республике сегодня очень востребованы. В Дагестане действует несколько оркестров, театр оперы и балета, одиннадцать концертных коллективов, восемь драматических театров, которым нужны музыканты. По окончании учебных заведений можно работать в этих коллективах, совмещая работу с педагогической деятельностью. Особенно сейчас, когда руководство страны намеревается поднять оплату труда работникам культуры и искусства.

- Что, на ваш взгляд, является главными проблемами современного российского музыкального образования? Кто-то считает, что это несовершенство законодательства, кто-то называет низкую заработную плату преподавателей в школах искусств. Многое, конечно, зависит от благополучия того или иного региона, от способности региональных властей оказывать финансовую помощь учреждениям культуры, в том числе образовательным. Каким будет ваш ответ?

- В настоящее время чрезвычайно важным в сфере культуры является принятие мер по улучшению работы системы детских школ художественного образования, которые являются начальным звеном профессиональной подготовки в области искусства. Передача этих учебных заведений сначала в муниципальную собственность, а затем в систему образования с введением статуса школ дополнительного образования, реально привела к ослаблению влияния на учебный процесс специалистов высшего звена, работающих именно в ведомстве культуры, и заметному снижению качества обучения, особенно в сельских школах, отсутствию ряда специализаций и сокращению сети в целом.

Сохранение имеющейся сети учебных заведений художественного профиля является одним из главных принципов в работе нашего ведомства. Мы считаем необходимым сохранить за собой официальные функции управления художественным образованием, вернуться к проверенной десятилетиями уникальной российской практике образовательного процесса в сфере культуры, как это было раньше. Восстановление именно такой образовательной системы позволит сохранить традиции обучения в области искусства, обеспечит сбережение базовых основ российского художественного образования, признанного лучшим в мире.

- И в завершение нашей беседы определите, пожалуйста, буквально двумя фразами наиважнейшую сегодня задачу республиканского министерства культуры, с решением которой напрямую связано будущее Дагестана.

- Будущее нашей культуры зависит от людей, и здесь уместен старый лозунг «Кадры решают все». Если будут специалисты-профессионалы, то они сохранят все достижения и традиции, обеспечат развитие и созидание. Наша задача – сделать все для полноценной работы наших учебных заведений, продвижения молодых людей в лучшие вузы и создание в республике условий для их успешной творческой реализации.

Автор:
Алиева М.

Поделиться:

Наверх