АРХИВ
30.04.2013
Павел КРЕКОВ: «ВАЖНО СОХРАНЯТЬ И РАЗВИВАТЬ ДОСТИЖЕНИЯ»

Новый министр культуры Свердловской области, прежде занимавший должность первого заместителя регионального министра образования, представил в интервью «Играем с начала» свое видение культурного развития региона.

– Павел Владимирович, поясните, пожалуйста, что вы имели в виду, когда говорили: «Я сторонник не революционного, а эволюционного пути развития»?

– Революция – коренная смена без учета ранее достигнутого, резкий скачок. Когда я веду речь об эволюции, то имею в виду сохранение уже достигнутого уровня. На основе сохранения того, что уже есть, идем дальше, развивая – достигаем чего-то нового.

– Что вы считаете самым ценным в культурной сфере Свердловской области? Чем она может поделиться с другими регионами?

– Во-первых, в области сохранилась сеть учреждений дополнительного образования. Это важное условие для профессионального роста в сфере культуры. Во-вторых, у нас одна из самых серьезных сетей муниципальных театров, что можно считать брендом региона. В целом ряде муниципалитетов есть отделения академической филармонии. Мы достаточно серьезно развиваем дистанционные методы работы учреждений культуры. Уже несколько лет у нас функционирует так называемый Виртуальный концертный зал, с помощью которого на регион транслируются наиболее значимые события, проходящие в филармонии.

– Какие учреждения культуры, подведомственные возглавляемому вами министерству, требуют наибольшей поддержки и почему?

– Не самый простой вопрос, особенно если учесть, что культура изначально слегка эгоцентрична. Большой поддержки требует сеть муниципальных учреждений и, в первую очередь, дополнительного образования. Также упомяну федеральные учреждения, функционирующие на территории области. Например, Екатеринбургский театр оперы и балета. Предмет особой заботы – балетная труппа театра, и мы будем серьезно работать по созданию в Екатеринбурге школы классической хореографии, включающей в себя уровень училища, а возможно, и больше. У нас не в самом простом положении кино. Свердловская киностудия – формально федеральная, но мы очень заинтересованы в том, чтобы ее поднять на более высокий уровень работы. Назову Областную научную библиотеку им. В. Г. Белинского – региональный центр, который необходимо развивать. Ну и особый разговор – театральный институт.

– На что вы намерены опираться, оказывая поддержку тем или иным заведениям и решая стоящие задачи?

– Я думаю, все должно получиться тогда, когда придет четкое понимание, что мы творим в едином культурном пространстве и нет принципиальной разницы между федеральными и муниципальными учреждениями культуры. Связанная с ведомственной подчиненностью разорванность всегда мешала и продолжает мешать. Неправильно говорить: «Это – функции муниципалитета, а это – федеральное учреждение. Извините, мы ничем помочь не можем». По большому счету проблема решается только тогда, когда культурное пространство едино.

– Хотелось бы также узнать: предоставление грантов театру оперы и балета и консерватории с 2015 года – это уже решенный вопрос?

– И консерватория, и оперный театр в настоящий момент являются обладателями гранта, который будут получать на протяжении 2013–2014 годов. Что же касается следующего периода, то федеральное министерство готовит документы по защите подаваемого на грант проекта, а мы будем оказывать этому всяческое содействие. Екатеринбургский театр оперы и балета демонстрирует положительную динамику, и регион его, несомненно, будет поддерживать. Мы заинтересованы в том, чтобы грант был выделен и консерватории. Решение по предоставлению грантов будет принимать экспертный совет. Наша задача сделать так, чтобы и у консерватории, и у оперного театра были такие результаты работы, которые позволят совету принять положительное решение.

– В этом году в Свердловской области три юбиляра: Уральский музыкальный колледж, Уральский русский народный хор и Свердловский театр музыкальной комедии, отмечающие по 70 и 80 лет со дня создания. Чем министерство культуры порадует юбиляров?

– В ближайшее время у нас состоится заседание оргкомитета по проведению юбилея Театра музыкальной комедии. Труппа театра – обладатель нескольких премий «Золотая маска», есть и другие достижения. В жанре музыкальной комедии екатеринбургский театр – среди лидеров. В юбилейный сезон министерство организует театру гастроли, в том числе в Москве. Также мы будем привлекать инвесторов для решения отдельных материальных проблем – театру нужен автобус. Что же касается музыкального колледжа, то мы будем материально поддерживать обеспечение учебного процесса. С Уральским русским народным хором – вопрос более сложный. Хор – огромный механизм, в котором уже длительное время существует ряд проблем, и их решение требует обдуманных действий. Хор – визитная карточка области. В самое ближайшее время я планирую познакомиться с его работой и побывать в учреждении, на базе которого он развивается.

– Какие культурные проекты, существующие в Свердловской области, вы считаете приоритетными и будут ли в ближайшее время инициированы новые?

– Существует программа развития культуры Свердловской области. В эту программу можно включать новые пункты, отдельные объекты или мероприятия. В первую очередь разговор пойдет о поддержке городов области, которые являются региональными центрами. Например, г. Серов, расположенный на севере области. В Серове есть театр, который не имеет помещения, и художественная школа, которая находится в аварийном здании. Уже принято решение о строительстве нового здания художественной школы, вплотную рассматривается вопрос, связанный с театром. В Екатеринбургском театральном институте планируется ввести целевую программу по подготовке актеров для муниципальных театров. Один из важных проектов, который сейчас решается, – возможность открытия в Екатеринбурге филиала Эрмитажа. Для этого надо будет продумать систему предоставления экспозиционных площадей.

– Петербургский Эрмитаж направит часть своих экспонатов в Екатеринбург?

– Да, все будет исходить из Эрмитажа. Ведь в Санкт-Петербурге процент экспонируемых объектов по сравнению с богатейшими фондами музея достаточно невелик. Поэтому в мире уже есть несколько филиалов Эрмитажа, так же как есть несколько филиалов Лувра. На российской территории наш город определен как один из претендентов на открытие филиала Эрмитажа. Будем внедрять и отрабатывать новые технологии в музейном деле. Также будем оптимизировать организационные условия, в которых функционирует культура. Нас интересуют все типы учреждений культуры – казенные, бюджетные, автономные. Будем решать экономические проблемы, влияющие на качество работы. В 2013 году согласно указу президента заметно повышается заработная плата для работников культуры. Надеюсь, это совпадет с ростом эффективности работы учреждений.

– Что для вас является критерием эффективной деятельности учреждений культуры, в том числе – образовательных учреждений?

– Главный критерий – формирование ценностных ориентиров. Но мы никогда не впишем ни в муниципальное, ни в государственное образование такое задание, как «сформировать 100 душ или, скажем, 50 душ». Поэтому приходится говорить о вещах, которые можно подсчитать и потрогать. Для оценки эффективности берутся очевидные факты – количество посещений, записи в книгах выдачи, процент экспонируемых объектов хранения (если говорить о музеях), количество проведенных мероприятий и удовлетворенность населения работой учреждений культуры. Это достаточно традиционные показатели, которые используются на территории нашей страны. Самое главное в данной ситуации – уйти от так называемого сметного подхода, когда эффективность работы учреждения оценивается по тому, в какой степени расходуется смета. Не всегда хороши те, кто стопроцентно расходовал смету. Нас больше интересует работа по муниципальным заданиям, когда вышеупомянутые критерии четко обговариваются, – количество проведенных мероприятий, участников фестивалей, полученных призов и т.д.

– Нужен ли, на ваш взгляд, Свердловской области Региональный центр для одаренных детей, о котором говорилось во время мартовского визита в Екатеринбург В.Р. Мединского?

– Да, мы будем реализовывать этот проект. С учетом того, что в Екатеринбурге есть консерватория, которых в Российской Федерации немного, хотим подтянуть соседние регионы. В первую очередь встанет вопрос проживания студентов. Мы будем решать вопрос по общежитию, чтобы возможность учиться была не только у екатеринбуржцев, но и у одаренных детей из соседних областей и регионов. Федеральным министерством будет оказываться методическая поддержка, а бремя материального обеспечения ляжет на субъект Федерации, то есть на нас.

– У вас в городе существует Детская филармония. Это достаточно необычное явление для нашей страны.

– Да, это действительно редкая вещь, детских филармоний очень немного.

– Насколько мне известно, Детская филармония получает новое здание?

– Здание старое, просто оно полностью отреставрировано в рамках областной программы развития культуры и находится в состоянии, близком к идеальному. Это очень приятно.

– А как обстоит дело с дополнительным корпусом для академической «взрослой» филармонии?

– Весной возобновляем стройку на этом объекте. Строится достаточно большой репетиционный корпус. Мы будем достраивать его в течение двух ближайших лет, а когда закончим, будем думать о строительстве других объектов филармонии. Для начала надо сдать репетиционный и артистический корпуса – помещения, приспособленного для упомянутых онлайн-трансляций, пока что филармонии явно не хватает.

– Где будет находиться репетиционный корпус?

– Он будет пристроен к основному зданию. Нулевой цикл уже возведен.

– Достаточно ли в регионе учебных заведений сферы культуры, в том числе музыкальных? На ваш взгляд, их количество должно расти или, напротив, сокращаться?

– Количество музыкальных заведений, я думаю, вполне приемлемо. Но никуда не исчез вопрос качества. У нас есть фундамент в виде Уральской государственной консерватории, с которой, так или иначе, связан ряд учреждений. С точки зрения количества – полный порядок. Но нехватка школ классической хореографии у нас ощущается. Для развития этого направления искусства будут предприняты некоторые шаги.

– Наконец, позвольте узнать, что такое в вашем личном понимании «культурный досуг»? Часто ли вы бываете в филармонии или предпочитаете посещать театры?

– Я стараюсь как можно чаще бывать и в филармонии, и в других культурных учреждениях. Но с точки зрения моих личных пристрастий, культурный досуг – это в первую очередь драматический театр. Хотя я очень люблю бывать в концертных залах и к музыке отношусь достаточно трепетно. Также я активный читатель и очень люблю проводить время за чтением хорошей книги.

- Спасибо за беседу, Павел Владимирович.

Поделиться:

Наверх