АРХИВ
19.02.2014
ЕСТЬ «ПРОРЫВ»!

«Терем-квартет» устроил в Петербурге грандиозный «Прорыв», представив на сцене концертного зала «Октябрьский» новый проект – Оркестр национальных инструментов «Терема». На день рождения были приглашены Зара, Нино Катамадзе, Севара, Василий Герелло, Гиора Фейдман, Даниил Крамер и многие другие музыканты, поздравившие песнями и плясками новый коллектив.

Как и все, что делает «Терем-квартет», этот новый проект был силен и прекрасен, прежде всего, своей эмоциональной составляющей. Разум стал корректировать чувства лишь после концерта, после энергетически и информационно насыщенного трехчасового музыкального шоу. Кто еще сегодня может взять и собрать более десятка неравнодушных музыкантов не последнего ряда в дружный хоровод без какого-либо громкого юбилейного повода, без привязки к какой-нибудь торжественной дате или иному особому случаю, а вот так, как бы запросто, по велению души? «Терем-квартет».

В описании этого удивительного проекта можно было прочитать, что он должен послужить «объединению выдающихся мастеров разных стран и превращению национального искусства в достояние человечества», а его целью является «через творчество, красоту и выразительность этнической музыки явить миру многообразие национальных культур, подчеркнуть могущество, силу и толерантность многонациональной России». На бумаге все это несколько пугало своей маниакальной официозностью. На деле животворная стихия многонациональной полифонии смыла мощной волной всякий скепсис, позволив шире раскрыть глаза на необъятность и бесконечное разнообразие земных просторов, о которых в двух российских столицах почему-то давно перестали говорить.

Началось действо с живых колоколов, и сразу стало ясно, что вдохновляющей идеей вновь оказалась незаменимая спасительная «русская соборность». Драматургию концерта поддерживало живописное, модно сегодня видео с переливающимися картинками, которые красноречивее всяких слов перебрасывали зрителя из Среднерусской возвышенности в среднеазиатские степи, из армянских монастырей в молдавскую деревеньку, из Алтая в Украину, и еще много чудес ожидало зрителя на географических виражах экрана, расположенного сзади новорожденного оркестра. Однако никаких лжепатриотических чувств при этом не рождалось – напротив, захотелось вырваться из плена мегаполиса и воспарить над этими просторами. Все эти бескрайности прослаивались на видео и фирменными петербургскими двориками, трамваями, крышами, площадями, транслировавшими идею Петербурга как толерантного европейского города, готового принять разные культуры, уклады, мировоззрения. Хотя во всем этом географическом великолепии пронзительным пунктиром сквозила ностальгическая тема тоски по развалившемуся СССР, откуда родом многие мы, в том числе и вся петербургская четверка «Терем-квартета», выросшая в той, другой культуре, которой сегодня нет. Впрочем, опять же не однозначная ностальгия, но острое желание высказаться на тему разобщенности, зашоренности, утраты взаимопонимания между людьми, народами слышалось от номера к номеру. «Терем-квартет» и без того славился перманентным стремлением выйти за рамки, расширить границы дозволенного, а тут дал понять, что поднялся на новый уровень «коллективного бессознательного», совершив прорыв на и без того огромной территории world music, или «мировой музыки».

Новый оркестр «Терема» – молодое поколение народников, выросших на музыке «Терем-квартета», ансамбля, дерзновенно отважившегося более 25 лет назад дать понять, что русские народные инструменты способны не только на «тренди-бренди», но на очень многое другое. Способны быть и «скрипками Паганини», и «роялями Стейнвей», и «виолончелями Ростроповича», и многим другим в своей миротворческой и просветительской европейской миссии. Оркестр национальных инструментов «Терема» призван стать новым звеном в эволюции андреевской идеи «оркестра народных инструментов» с включением в свою орбиту целого спектра разных тембров: цимбал, дудука, зурны, грузинской гармоники, варгана, дхола и многих других. Поразительно, но так же, как с «Терем-квартетом» каждый солист, будь он инструменталист или вокалист, академической или неакадемической закалки, чувствует себя в своей тарелке, так же и с оркестром национальных инструментов: каждый подключавшийся исполнитель или ансамбль исполнителей получал новый импульс, новый спектр. Эстрадная певица Зара, спев, как в трансе, пронзительную древнюю армянскую народную песню «Дле Аман» в сопровождении оркестра с солирующими дудуком (Алик Аракелян) и дхолом (Аик Киракосян) чуть не со слезой поздравила новый коллектив с рождением, поблагодарив «Терем-квартет» за беспрецедентный в мире опыт. Тонизирующим контрастом после попурри на алтайские темы (соло на хомусе – Добрыня Сатин) слушалось забойное выступление любимца публики Василия Герелло с украинскими песнями и репертуаром эмигрантского ресторана. Незаменимым в этом многонациональном концерте был источающий своей игрой вселенскую любовь уникальный кларнетист Гиора Фейдман, который, несмотря на преклонный возраст, завел зал трогательной песенкой, попавшей в самое сердце. Мировым музыкантом предстал и Даниил Крамер с легендарной джазовой пьесой «Снежинки» Цфасмана. Фантазийное многоцветное лоскутное платье певицы Нино Катамадзе отражало настроение концерта. Надо было видеть, с каким любопытством и нежностью заглядывала она в глаза дирижеру Андрею Долгову, воплощая этим свободным и независимым жестом главную идею «Прорыва» – быть услышанным, понятым и любимым.

Поделиться:

Наверх