АРХИВ
30.11.2017
СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ
Международный форум «Романтизм: истоки и горизонты» объединил уже более двух тысяч участников из разных стран. В июне 2018 года в Москве состоится X Международный конкурс музыкантов-исполнителей и композиторов памяти Е.Ф. Гнесиной, который пройдет в рамках форума.

Организовать значимое событие в культурной жизни под силу высоким профессионалам, их приверженности общей идее и умению ее воплотить. Когда в 2010 году состоялся концерт-презентация Международного форума «Романтизм: истоки и горизонты», сразу стало очевидно: масштабы его планов и перспектив отнюдь не рядовые.

Обращение к идеологии и музыке романтиков как к выражению внутреннего мира человека, «сокровенной жизни его сердца» (В.Г. Белинский) сегодня объяснимо и актуально. Идеологическая независимость и социальный престиж, бесконечность процесса преодоления упаднического состояния духа, связанного с невозможностью достижения гармонии рациональным путем, – все эти приобретенные именно в эпоху романтизма характеристики музыкального творчества неизменно привлекательны и для современных художников. В широком же смысле романтизм – принадлежность не только искусства, его сфера – все чувства и переживания человека.

Именно так трактуют стилевую и содержательную доминанту синтетического проекта его основатели. Форум проходит в Российской академии музыки им. Гнесиных, ставшей федеральным центром по методическому обеспечению детских школ искусств. Но не только преемственность поколений, но и «взаимопритяжение» ярких талантов обусловили возникновение явления, которое вывело глобальную идею объединения на уровень поистине философский.

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО

Художественный руководитель форума – заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат искусствоведения, лауреат международных конкурсов, исследователь и педагог-просветитель Тамара Русанова.

Выпускница ГМПИ им. Гнесиных и аспирантуры у профессора Л.Б. Булатовой (ученицы Е.Ф. Гнесиной и Г.Г. Нейгауза), она стала продолжателем традиции гнесинской фортепианной школы. Музыка романтизма главенствует в ее публикациях о проблемах музыкального стиля, исполнительской интерпретации и фортепианной педагогики («Последние сонаты Франца Шуберта», «Шуберт. Диалог классического и романтического» «К проблеме воплощения цикла. О поздних сочинениях Йоганнеса Брамса» и др.) и записанных DVD и CD. Проблемам композиции и интерпретации сонат Шуберта посвящена диссертация Т.М. Русановой.

Тамара Марковна проводит научно-практические семинары в России, Европе и США, пропагандируя русскую фортепианную школу. Благодаря российскому Шубертовскому обществу, созданному в 1994 году при ее активном участии, впервые в нашей стране в течение всего концертного сезона (2000) проходил фестиваль «Все фортепианные сонаты Шуберта»: многие из них публике были неизвестны. В 2010-м Т.М. Русанова возглавила Шубертовское общество, объединившее музыкантов с мировыми именами, профессоров и критиков Москвы, и просветительская деятельность общества приобрела новый вектор.

Именно тогда родился совместный проект форума в сотрудничестве РАМ им. Гнесиных, МГК им. П.И. Чайковского, Шубертовского общества и Центра поддержки и развития современного искусства им. А. Караманова, возглавляемого ученицей Т.М. Русановой – почетным работником культуры Москвы, кандидатом искусствоведения, профессором Е.В. Клочковой. Продолжая традиции гнесинской школы, Елена Викторовна концертирует, ведет педагогическую и научно-исследовательскую работу в Российском государственном университете им. А.Н. Косыгина, Академии им. Маймонида. Темой ее кандидатской диссертации, защищенной под руководством профессора Московской консерватории И.В. Степановой, стало творчество Алемдара Караманова.

НАСЛЕДНИК РОМАНТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Композитор поистине космического масштаба, символ религиозности в отечественном искусстве, Караманов в вере черпал вдохновение, воплощая Евангелие и Апокалипсис в философско-диалектическом пространстве симфонизма.

Е.В. Клочковой посчастливилось лично общаться с Алемдаром Карамановым, создавшим трансцендентный музыкальный мир, в котором время, будто в молитве, исчезает и переживается как особое состояние. В их доверительных беседах постепенно приоткрывалась завеса над содержанием его 24 симфоний. Этот бесценный опыт вылился в научное исследование: труд Елены Клочковой «Библейские симфонии Алемдара Караманова» – пока единственная в России книга о нашем современнике.

Силами Центра им. Караманова изданы сборник писем и воспоминаний о композиторе «Как живой с живыми говоря», ноты, а также методические пособия. Благодаря вдохновенной работе руководства и коллектива центра музыка Алемдара Сабитовича становится широко известна в музыкальном мире. Одно из последних исполнений – «Реквием» в Московском международном Доме музыки на Рождественском фе­стивале под руководством В. Спивакова. Беспредельность творческого диапазона композитора, познавшего и воплотившего в звуках суть божественной свободы, выносит его в русло романтических страстей. Связь музыки Караманова с идеями романтизма Е. Клочкова исследует в работе «Романтические архетипы в жизни и творчестве Алемдара Караманова», выделяя прием «экстатических кульминаций» и особых принципов красоты. Сам же автор считал себя прямым наследником романтиков: «Я сердцем и душой с Шубертом, Рахманиновым, Скрябиным».

МОДЕЛЬ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Вот почему присутствие монументальных фигур разных эпох – Шуберта и Караманова в пространстве форума «Романтизм: истоки и горизонты» ярко иллюстрирует его основополагающую идею. Участники форума представляют географию практически всей России. Среди частых гостей – гости из Казахстана, Беларуси, Украины, Молдовы и Литвы. Как всегда, активны Корея и Китай, оживляется интерес со стороны западноевропейцев. Нередко мероприятия проводятся на выезде: в столичных и областных школах, на Кипре, в Черногории, в Крыму.

Высокую миссию, которой всю жизнь служила Е.Ф. Гнесина, продолжают ее последователи. И это – просветительство, основанное на высоком профессионализме. В рамках форума органично сосуществуют разные направления деятельности, из которых каждый участник может выбрать область для познания и самореализации: концерты и конкурсы, беседы и лекции, научные конференции, методические семинары и мастер-классы. В программе регулярных концертов-лекций – музыка барокко, венская классика, западноевропейский и русский романтизм, современная музыка. В профессиональных кругах вызывают интерес тематические исследования. По итогам Международной научной конференции памяти А. Караманова (2011) издан сборник статей, вошедший в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и охватывающий огромный круг проблем, связанных как с научным пониманием романтизма, так и с изучением конкретных художественных явлений, проявившихся в разные периоды истории, – «истоки и горизонты». А в феврале 2017 года стартовал новый образовательный проект форума – Международная творческая школа музыкантов-исполнителей и композиторов. Ученые и педагоги, студенты и школьники, аспиранты и стажеры получают возможность общения с выдающимися мастерами – профессорами Российской академии музыки им. Гнесиных и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

ДЕСЯТЫЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ

И наконец, о самом конкурсе. В программе предстоящего 10-го конкурса реализована суть форума: романтизм, его истоки (барокко, венская классика) и «горизонты» (современная музыка в русле романтизма). Классическое исполнительство представляют фортепиано, вокал, концертмейстерское мастерство, камерный ансамбль, струнные и духовые инструменты. В секции композиции растет интерес к эксклюзивной номинации «Композитор-исполнитель» – авторы пробуют себя даже в крупных жанрах, включая симфонию. Так же, как и в исполнительских номинациях, творческие открытия возможны и в номинации «Музыкально- педагогическое мастерство».

Музыкальному творчеству, как и любви, «все возрасты покорны»: конкурсанты состязаются в группах до 12 лет, с 13 до 17, с 18 до 25. И самая демократичная группа – с 26 лет без ограничения возраста: здесь представлены как маститые музыканты, так и те, кто, будучи профессионалом, пока еще не заявил о себе в музыкальных кругах. Лауреаты приглашаются к участию в просветительских концертах и фестивалях сезона 2018-2019. И это – еще одно подтверждение романтической идеи открытости и связи поколений вне времен и границ.

На фото: Е. Клочкова

Поделиться:

Наверх